Военная инженерная академия имени можайского. Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского: путь длиной в три века (3 фото). космические летательные аппараты и разгонные блоки

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЕННО-КОСМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ А.Ф.МОЖАЙСКОГО

ИМЕНИ А.Ф.МОЖАЙСКОГО В 2015 ГОДУ

Санкт-Петербург - 2015

УТВЕРЖДАЮ Начальник Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского генерал-майор

М.Пеньков

« » сентября 2014 г.

ПРАВИЛА ПРИЕМА В ВОЕННО-КОСМИЧЕСКУЮ АКАДЕМИЮ

ИМЕНИ А.Ф.МОЖАЙСКОГО

В 2015 ГОДУ

I. Общие положения

1. Настоящие Правила приема 1 регламентируют прием граждан Российской Федерации в Военно-космическую академию имени А.Ф.Можайского2 на обучение

в качестве курсантов по образовательным программам высшего образования – программам специалитета, а также по образовательным программам среднего профессионального образования (далее образовательным программам) и раскрывают требования, предъявляемые к кандидатам, поступающим на обучение в Академию.

2. Прием в Академию осуществляется на конкурсной основе. Условиями конкурса должны быть гарантированы соблюдение права на образование и зачисление на обучение кандидатов, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательных программ, а также наиболее соответствующих требованиям, предъявляемым к профессиональной пригодности кандидатов.

3. В 2015 году на обучение в Академии осуществляется прием кандидатов на 10 факультетов и в филиал 3 . Прием на обучение осуществляется на первый курс.

1 Правила приема разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Инструкцией об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2010 года № 100.

2 Далее в тексте настоящих Правил приема, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – Академией; филиал Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского (г. Ярославль) – филиалом; президентские кадетские, суворовские военные, Нахимовское военноморское, военно-музыкальное училища и кадетские (морские кадетские) корпуса - суворовскими военными училищами; граждане Российской Федерации - гражданами; кандидаты, поступающие на обучение - кандидатами.

3 Информация об Академии, ее факультетах и филиале, а также о приеме кандидатов на первый курс размещается на сайте Министерства обороны Российской Федерации http://www.vka.mil.ru.

4. Прием курсантов в Академию на обучение по образовательным программам осуществляется на военные специальности (специализации) подготовки, соответствующие специальностям высшего образования и среднего профессионального образования соответственно.

Перечень специальностей, на которые проводится прием в соответствии с лицензией на право ведения Академией образовательной деятельности, представлен в таблицах.

Наименование факультета, код и наименование специальности

Специальности высшего образования

1 факультет (конструкции летательных аппаратов)

24.05.01 – Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-

космических комплексов

24.05.04 – Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической

2 факультет (систем управления ракетно-космических комплексов)

24.05.06 – Системы управления летательными аппаратами

27.05.01 – Специальные организационно-технические системы

3 факультет (радиоэлектронных систем космических комплексов)

11.05.04 – Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи

4 факультет (наземной космической инфраструктуры)

13.05.01 – Тепло и электрообеспечение специальных технических систем и объектов

16.05.01 – Специальные системы жизнеобеспечения

5 факультет (сбора и обработки информации)

05.05.01 – Метеорология специального назначения

12.05.01 – Электронные и оптико-электронные приборы и системы специального

назначения

11.05.02 – Специальные радиотехнические системы

6 факультет (информационного обеспечения и вычислительной техники)

10.05.01 – Компьютерная безопасность

11.05.01 – Радиоэлектронные системы и комплексы

назначения

7 факультет (топогеодезического обеспечения и картографии)

05.05.02 – Военная картография

27.05.02 – Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники

8 факультет (средств ракетно-космической обороны)

11.05.02 – Специальные радиотехнические системы

9 факультет (автоматизированных систем управления войсками)

09.05.01 – Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального

назначения

11.05.01 – Радиоэлектронные системы и комплексы

09.05.01 – Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального

назначения

Специальности среднего профессионального образования

Факультет среднего профессионального образования

21.02.08 – Прикладная геодезия

11.02.02 – Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по

отраслям)

11.02.04 – Радиотехнические комплексы и системы управления космических

летательных аппаратов

09.02.01 – Компьютерные системы и комплексы

27.02.01 – Метрология

08.02.07 – Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств,

кондиционирования воздуха и вентиляции

210414 – Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники (по

отраслям)

5. В Академии ведется подготовка только по очной форме обучения на бюджетной основе.

Сроки обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования – 5 лет и 2 года 10 месяцев соответственно.

6. Количество кандидатов (в том числе кандидатов женского пола), подлежащих зачислению курсантами на первый курс Академии по каждой специальности, определяется расчетами комплектования первого курса Академии переменным составом.

7. Выпускникам Академии с высшим образованием присваивается воинское звание «лейтенант», квалификация «специалист» и выдается диплом государственного образца по специальности подготовки.

Выпускникам Академии со средним профессиональным образованием присваивается воинское звание «сержант» или «прапорщик», квалификация «техник» и выдается диплом государственного образца по специальности подготовки.

8. Зачислению на обучение курсантами в Академию предшествуют этапы предварительного и профессионального отборов кандидатов.

II. Требования, предъявляемые к кандидатам

9. В качестве кандидатов на обучение в Академии рассматриваются граждане Российской Федерации, имеющие документы государственного образца о среднем общем, среднем профессиональном образовании (на основе среднего общего образования), из числа:

граждан в возрасте от 16 до 22 лет , не проходивших военную службу;

граждан, прошедших военную службу, и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, – до достижения ими возраста 24 лет ;

граждан из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (кроме офицеров), поступающих для получения высшего образования, − до достижения ими возраста 25 лет , для получения среднего профессионального образования, – до достижения ими возраста 30 лет .

Возраст определяется по состоянию на 1 августа года поступления. 10. Не могут рассматриваться в качестве кандидатов граждане:

в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд;

в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

отбывавшие наказание в виде лишения свободы; лишенные на определенный срок вступившим в законную силу решением

суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.

III. Порядок проведения предварительного отбора кандидатов

11. Предварительный отбор кандидатов из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу , проводится военными комиссарами субъектов

Российской Федерации, призывными комиссиями, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения, начальниками суворовских военных училищ, а из числа военнослужащих - командирами воинских частей (соединений).

Мероприятия предварительного отбора осуществляются в целях направления на вступительные испытания кандидатов, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 9 настоящих Правил приема, и включают определение годности кандидатов к обучению:

по наличию гражданства Российской Федерации; по уровню образования; по возрасту; по состоянию здоровья;

по уровню физической подготовленности; по категории профессиональной пригодности.

12. Лица из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу,

изъявившие желание поступить в Академию, до 1 апреля года поступления подают заявления в отдел военного комиссариата субъекта Российской Федерации (муниципальный) по месту жительства (выпускники суворовских военных училищ подают заявление на имя начальника училища, в котором они обучаются).

Граждане, проживающие в воинских частях, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, подают заявления на имя начальника Академии до 20 мая года поступления.

Военнослужащие , желающие поступить на обучение в Академии, до 1 марта года поступления подают рапорт на имя командира воинской части.

13. В заявлении кандидатов указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, адрес места жительства, наименование Академии (филиала), уровень профессионального образования, специальность, по которой он желает обучаться. В рапорте кандидатов из числа военнослужащих, кроме перечисленного, указываются: воинское звание и занимаемая должность, а вместо адреса места жительства – наименование воинской части.

К заявлению (рапорту) прилагаются: ксерокопии свидетельства о рождении и документа, удостоверяющего личность и гражданство, автобиография, характеристика с места работы, учебы или службы, ксерокопия документа об образовании или об образовании и о квалификации образца, установленного федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, три заверенные фотографии размером 4,5×6 см, служебная карточка военнослужащего.

14. На кандидатов до 1 мая года поступления оформляется допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

15. Паспорт, военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, оригинал документа об образовании, а также оригиналы документов, предоставляющих преимущественное право поступления на обучение, установленных законодательством Российской Федерации, представляются кандидатом в приемную комиссию Академии по прибытии, но не позднее одних суток до заседания приемной комиссии для принятия решения о зачислении кандидата.

16. Документы на кандидатов из числа граждан, прошедших и не проходивших военную службу, перечисленные в пункте 13 настоящей Инструкции, карты медицинского освидетельствования, карты профессионального психологического отбора и допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, военные комиссары субъектов Российской Федерации (начальники суворовских военных училищ) направляют в Академию (филиал) до 20 мая года поступления.

Гражданам, проживающим за пределами Российской Федерации, где нет воинских частей Российской Федерации, не позднее 28 июня года поступления

необходимо прибыть в Академию (филиал) с документом об образовании и документами, удостоверяющими личность и гражданство, для рассмотрения приемной комиссией кандидатами на поступление с оформлением необходимых документов и допуском к профессиональному отбору. Возмещение расходов на проезд от места жительства, а в случае не поступления – и обратно производится Академией.

17. Документы кандидатов из числа военнослужащих , перечисленные в пункте 13 настоящей Инструкции, карты медицинского освидетельствования, карты профессионального психологического отбора, допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, а для кандидатов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и личные дела направляются командирами воинских частей до 1 мая года поступления в штабы соединений, и после их рассмотрения

(проведения предварительного отбора) высылаются к 15 мая года поступления в Академию (филиал).

18. Приемная комиссия Академии на основании рассмотрения поступивших документов кандидатов принимает решение об их допуске к профессиональному отбору, которое доводится до отделов военных комиссариатов субъектов Российской Федерации (муниципальных) по месту жительства кандидатов, суворовских военных училищ до 20 июня года поступления с указанием времени и места проведения профессионального отбора или причин отказа.

IV. Порядок проведения профессионального отбора кандидатов

19. Профессиональный отбор кандидатов проводится приемной комиссией Академии в период с 1 по 30 июля года поступления в целях определения способности кандидатов осваивать образовательные программы соответствующего уровня и включает:

а) определение годности кандидатов к поступлению в Академию по состоянию здоровья;

в) вступительные испытания, состоящие из оценки уровня общеобразовательной подготовленности (только для кандидатов, поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования) и оценки уровня физической подготовленности кандидатов.

20. Определение годности кандидатов к поступлению в Академию по состоянию здоровья осуществляется в соответствии с Положением о военно-

врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 2013 года № 565, Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 20 августа 2003 года № 200.

Результаты медицинского освидетельствования кандидатов объявляются не позднее одного дня после вынесения военно-врачебной комиссией заключения о состоянии здоровья кандидата. В случае признания кандидата не годным по состоянию здоровья к поступлению в Академию он имеет право получить разъяснения и рекомендации врача-специалиста.

21. Определение категории профессиональной пригодности проводится в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 года № 50, в целях выявления у кандидатов конкретных личностных качеств и индивидуальных особенностей, необходимых для успешного обучения в Академии, овладения избранной специальностью и эффективного применения полученных знаний в военнопрофессиональной деятельности.

Определение профессиональной пригодности кандидатов к обучению в

Академии осуществляется по результатам профессионального психологического отбора, который проводится в два этапа: основной и заключительный.

Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование) с использованием технических средств.

На заключительном этапе, на основании результатов социальнопсихологического изучения, психологического и психофизиологического обследования выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидатов к обучению в Академии:

«рекомендуется» – вторая категория профессиональной пригодности; «рекомендуется условно» – третья категория профессиональной пригодности; «не рекомендуется» – четвертая категория профессиональной пригодности. Кандидаты, отнесенные к первым трем категориям профессиональной

пригодности, считаются прошедшими профессиональный психологический отбор. Кандидаты, отнесенные к четвертой категории профессиональной

пригодности, считаются не прошедшими профессиональный психологический отбор и не допускаются к дальнейшему прохождению профессионального отбора.

Вынесение заключения о категории профессиональной пригодности кандидатов завершается не позднее одного дня до окончания профессионального отбора кандидатов.

Оценка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов,

поступающих на обучение по программам специалитета, организуется по общеобразовательным предметам в соответствии с утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации перечнем вступительных испытаний. Оценка уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов при приеме в Академию на обучение по образовательным программам высшего образования проводится по результатам единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ),

полученным в 2012 – 2015 годах.

Перечень вступительных испытаний не различается при приеме на соответствующие специальности в академии и филиале, а также при приеме кандидатов, поступающих на базе среднего профессионального образования, и кандидатов, поступающих на базе среднего общего образования.

Перечень вступительных испытаний при приеме кандидатов:

на обучение по специальностям высшего образования (за исключением специальностей «Военная картография» и «Метеорология специального назначения»):

1) математика (профильный);

2) физика;

3) русский язык;

на обучение по специальностям высшего образования «Военная картография»

и «Метеорология специального назначения»:

1) география (профильный);

2) математика;

3) русский язык.

Для оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов в качестве минимального количества баллов используется минимальное количество баллов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, утвержденные Министром обороны Российской Федерации:

математика – 27 баллов; русский язык – 36 баллов; физика – 36 баллов; география – 37 баллов.

Минимальное количество баллов не может быть изменено в ходе приема. Информацию о сроках и местах регистрации и проведения ЕГЭ можно

уточнить на официальном информационном портале ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru . Победителям и призерам олимпиад школьников всех уровней, проводимых в

соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников, утвержденным

2014/2015 учебный год, поступающим в Академию предоставляется льгота – быть приравненными к лицам, набравшим 100 баллов по ЕГЭ по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады.

Результаты оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам ЕГЭ объявляются кандидатам не позднее одного дня после окончания проверки достоверности сведений об участии кандидата в ЕГЭ и их результатах.

22. Оценка уровня физической подготовленности кандидатов проводится в соответствии с Наставлением по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным приказом министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 года № 200, по результатам выполнения определенных для кандидатов упражнений по физической подготовке по 100-бальной шкале в соответствии с приведенными таблицами.

Таблица начисления баллов за выполнение упражнений по физической подготовке

Результаты выполнения упражнений по физической подготовке

кандидаты мужского пола

кандидаты женского пола

подтягивание

туловища из

на перекладине

положения лежа

(мин., сек.)

(мин., сек.)

(кол-во раз)

(кол-во раз за

более 14,56

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского — один из старейших военных вузов страны. Она ведет свою историю от первой Военно-инженерной школы, созданной указом Петра I от 16 января 1712 г. Это было первое в России военно-учебное заведение, в котором осуществлялось политехническое обучение. В 1800 году Военно-инженерная школа была преобразована во Второй кадетский корпус. По его подобию формировались другие военно-учебные заведения России.

В начале XIX века кадетский корпус превратился в крупнейший в империи центр по подготовке офицерских артиллерийских и инженерных кадров для русской армии, которая вступила в длительный период войн с наполеоновской Францией. Уровень подготовки офицеров в корпусе позволял им успешно выполнять самые сложные боевые задачи. Об этом свидетельствуют громкие победы русской армии.

По официальным данным, из всех офицеров гвардейской, полевой и конной артиллерии, принимавших участие в боевых действиях против французов, около 70% были выпускниками Второго кадетского корпуса, в том числе Главнокомандующий русской армией генерал-фельдмаршал светлейший князь М.И. Голенищев-Кутузов; генералы К.Ф. Левенштерн, В.Г. Костенецкий, Л.М. Яшвиль, которые в разное время командовали артиллерией всей русской армии и другие.

В новый XX век кадетский корпус вступил, имея структуру, мало отличающуюся от существовавшей в момент его создания. Кадеты делились на роты, которые помещались в отдельных расположениях и подразделялись на отделения. В корпусе преподавались: Закон Божий, русский язык с церковнославянским и русская словесность, французский и немецкий языки, математика, начальные сведения по естественной истории, физика, космография, география, история, основы законоведения, чистописание и рисование. Кроме того были внеклассные предметы: строевое обучение, гимнастика, фехтование, плавание, музыка, пение и танцы. При успешном окончании полного курса обучения кадет имел право на поступление в военное училище бесплатно.

31 января 1910 года состоялось событие, имеющее историческое значение для кадетского корпуса. В Высочайшем повелении императора Николая II было объявлено: «Вследствие установленной по историческим данным преемственности Второго кадетского корпуса от учрежденной императором Петром I 16 января 1712 года в г. Москве Инженерной школы, Государь император в 31 день января сего года, высочайше повелеть соизволил отдать Второму кадетскому корпусу старшинство со дня учреждения названной школы, то есть с 16 января 1712 года». В соответствии с повелением императора, с 1912 года корпус стал именоваться Вторым кадетским имени Петра Великого корпусом.

Революция 1917 года положила конец существованию Второго кадетского корпуса. Временное правительство предприняло неудачную попытку реформирования кадетских корпусов в России, а в планах военного строительства советской власти вообще не было места для старой системы военного образования, неотъемлемой частью которой на протяжении двух веков был Второй кадетский корпус. Приказом народного комиссара по военным и морским делам №11 от 14 ноября 1917 года, прием во все военно-учебные заведения был прекращен.

После Октябрьской революции 1917 г. в зданиях бывшего Второго кадетского корпуса были размещены два военно-учебных заведения ВВС — Военно-техническая школа Красного Воздушного Флота и Военно-теоретическая школа Красного Воздушного Флота. В учебных заведениях готовили офицеров для Военно-воздушных сил Красной Армии. В разные годы выпускниками школы стали прославленные авиаторы и Герои Советского Союза А.В.Ляпидевский, Н.П. Каманин, Г.Ф. Байдуков, В.А. Коккинаки, М.Т.Слепнев.

Приказом народного комиссара обороны СССР № 0812 от 27 марта 1941 г. на базе школ Красного Воздушного Флота была создана Ленинградская военно-воздушная академия Красной Армии. С началом Великой Отечественной войны только в 1941 году академия успела сделать три выпуска и дать фронту 246 квалифицированных инженеров, а всего за годы войны академия подготовила около 2000 военных авиационных специалистов. Девять выпускников академии в годы Великой Отечественной войны стали Героями Советского Союза.

19 марта 1955 г. приказом министра обороны СССР Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии присвоено имя Александра Федоровича Можайского.

В 1960 году академия начала подготовку офицеров-специалистов по эксплуатации ракетно-космической техники.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22 сентября 1994 года № 311 установлена правопреемственность академии и Инженерной школы, созданной Петром I, и определена.

В свете проводимой реформы системы военного образования МО РФ в академии проведены масштабные структурные изменения.

В настоящее время академия осуществляет:

  • полную военно-специальную подготовку офицеров на девяти факультетах по 39-ти военным специальностям и 1 специализации
  • среднюю военно-специальную подготовку сержантов (старшин) контрактной службы — по 1 военной специальности из 6-ти, имеющихся в лицензии;
  • профессиональную переподготовку и повышение квалификации военных специалистов по 94-м специальностям (в том числе по 10-ти специальностям высшей военной оперативно-тактической подготовки), а также переподготовку военнослужащих, увольняемых в запас, на базе высшего профессионального образования — по 30-ти специальностям и на базе среднего профессионального образования — по 4-м специальностям.

Факультет конструкции летательных аппаратов

27 марта 1941 года на базе института инженеров гражданского воздушного флота в составе Ленинградской военно-воздушной академии Красной Армии был образован механический факультет -факультет № 1.

С первых дней образования, он удостоился названия «инженерный». Именно этот факультет на протяжении всей своей истории был и остается определяющим в принадлежности и направленности академии.

Факультет готовит курсантов по 5 специальностям, которые полностью охватывают систему эксплуатации космических средств. В его составе 6 кафедр:

  • кафедра контроля качества и испытаний вооружения, военной и специальной техники;
  • кафедра КА и средств межорбитальной транспортировки;
  • кафедра конструкции ракет-носителей;
  • кафедра стартовых и технических комплексов;
  • кафедра заправочного оборудования;
  • кафедра навигационно-баллистического обеспечения применения КС и теории полета летательных аппаратов.

Сегодня научный потенциал факультета составляют 11 докторов технических наук, 9 профессоров, 47 кандидатов технических наук, 25 доцентов, 3 почетных работника высшего профессионального образования РФ, один заслуженный деятель науки РФ.

Факультет по праву гордится своими выпускниками. Среди них руководитель Федерального космического агентства генерал армии Владимир Александрович Поповкин, первый космонавт космических войск герой России полковник Юрий Георгиевич Шаргин, начальники и заместители начальников космодромов, ведущие научные сотрудники НИИ МО РФ.

Сегодня факультет решает сложные задачи. Формируются программы третьего поколения. Разрабатываются новые стандарты обучения. Модернизируется учебная материальная база.

Факультет систем управления ракетно-космических комплексов

С момента образования Космических войск факультет проводит подготовку специалистов для частей запуска и управления орбитальными группировками.

В настоящее время факультет «Систем управления ракетно-космических комплексов» имеет в своем составе пять кафедр:

  • кафедра автономных систем управления;
  • кафедра бортового электрооборудования и энергетических систем летательных аппаратов;
  • кафедра управления организационно-техническими системами космического назначения;
  • кафедра бортовых информационных и измерительных комплексов;
  • кафедра автоматизированных систем подготовки и пуска ракет космического назначения.

На факультете осуществляется подготовка для ВКО по четырем специальностям:

1. Системы управления летательными аппаратами.
2. Применение подразделений запуска.
3. Эксплуатация автоматизированных систем подготовки и запуска ракет и космических аппаратов.
4. Эксплуатация оптических и оптико-электронных средств космических аппаратов.

Научно-педагогический коллектив включает 6 докторов наук и 50 кандидатов наук. Ученое звание профессор имеют 6, доцент — 27 преподавателей. Это обеспечивает высокий уровень учебно-методической и научно-исследовательской работы.

На факультете работают почетные профессора академии: Пономарев Валентин Михайлович — д.т.н., профессор, полковник, начальник кафедры; Смирнов Валентин Владимирович — Заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., профессор, полковник, начальник кафедры; Лучко Сергей Викторович-д.т.н., профессор, полковник, начальник кафедры.

Факультет радиоэлектронных систем космических комплексов

Факультет был создан 17 января 1946 года на базе факультета электроспецоборудования, на котором к тому времени уже осуществлялось обучение офицеров — специалистов по авиационному радиооборудованию.

В настоящее время в составе факультета 6 кафедр:

  • передающих, антенно-фидерных устройств и средств СЕВ,
  • космических радиотехнических систем,
  • космической радиолокации и радионавигации,
  • телеметрических систем и комплексной обработки информации,
  • кафедра сетей и систем связи космических комплексов,
  • приёмных устройств и радиоавтоматики.

В области создания и применения малых космических аппаратов факультету принадлежит приоритет в создании учебно-экспериментальных КА серии «Можаец» и разработке программ проведения с ними космических экспериментов по отработке и испытаниям элементов перспективных космических систем.

Факультет оснащен всеми бортовыми и наземными информационно-телеметрическими средствами, находящимися на вооружении ВКО

Сотрудники факультета являются постоянными участниками рабочей группы по разработке новых навигационных сигналов модернизируемой ГНСС ГЛОНАСС.

Научные школы факультета охватывают фундаментальные и наиболее наукоемкие направления космической радиоэлектроники. За годы существования факультета в этих научных школах подготовлено 35 докторов наук и более 180 кандидатов наук. Научный потенциал факультета составляет 57 кандидатов и 4 доктора наук.

Факультет наземной космической инфраструктуры

27 марта 1941 года была создана Ленинградская военно-воздушная инженерная академия Красной Армии, в составе которой был организован факультет аэродромостроения.

В настоящее время в условиях реформирования армии и переходе на обучение по новым образовательным стандартам, перед факультетом ставятся новые задачи по подготовке кадров для обновленных ВС РФ и переподготовке военнослужащих, увольняемых в запас. Осуществляется подготовка военных инженеров по специальностям:

1. Эксплуатация и проектирование зданий и сооружений.
2. Эксплуатация технических систем и систем жизнеобеспечения наземных и подземных сооружений РКК.
3. Теплогазоснабжение и вентиляция.
4. Эксплуатация средств электроснабжения объектов специального назначения.

Кафедрами факультета выполнено большое количество НИР, направленных на усовершенствование методов проектирования и применения зданий, сооружений и их инженерного оборудования.

Учебно-материальная база включает учебно-лабораторную базу на факультете и полевую учебную базу на БОУП.

На базе обеспечения учебного процесса расположен учебный инженерный городок с фрагментами конструкций фортификационных сооружений, инженерных заграждений и маскировки боевых позиций, энергополигон.

Одним из выдающимся выпускником факультета является Крылов Николай Алексеевич — основоположник российской научной школы неразрушающего контроля в строительстве.

Научно-педагогический коллектив включает в себя 4 доктора наук и 56 кандидатов наук. Ученое звание профессор имеют — 6 преподавателей, доцент-22 преподавателя.

Факультет сбора и обработки информации

Был образован в 1977 году на базе факультета «Прикладной космофизики и метеорологии» Военного инженерного Краснознаменного института имени А.Ф. Можайского в составе 5 военно-специальных кафедр и учебной военной геофизической обсерватории.

В настоящее время факультет готовит курсантов по 5 специальностям:

1. Оптико-электронных средств контроля
2. Технологий и средств геофизического обеспечения войск
3. Инженерного анализа
4. Космического радиоэлектронного контроля
5. Комплексного радиоэлектронного контроля.

Сформированы и активно функционируют 4 научных школ: научная школа военно-прикладной геофизики, научная школа по теории эффективности целенаправленных процессов, научная школа по оптико-электронным средствам контроля и обработки изображений, научная школа по радиотехническим системам контроля и анализа информации. В рамках этих научных школ подготовлено 44 доктора наук и более 200 кандидатов военных, технических, физико-математических и географических наук.

За время существования факультета 74 человек окончили его с золотой медалью. Из года в год курсанты факультета занимают призовые места на региональных и всероссийских конкурсах на лучшую студенческую научную работу.

На факультете в настоящее время трудятся два Заслуженных деятеля науки и техники, один Заслуженный изобретатель, 3 доктора и 35 кандидатов военных, технических, физико-математических и географических наук.

Выпускниками факультета в своё время стали: Герой России, лауреат Государственной премии Председатель Государственной технической комиссии при Президенте РФ д.т.н., профессор, генерал-полковник С. И. Григоров, а также начальник ВКА имени А.Ф.Можайского, д.ф.м.н., профессор, генерал-майор С. С. Суворов.

Факультет информационного обеспечения и вычислительной техники

Факультет предназначен для подготовки офицеров по специальностям, охватывающим сферу информационно-технического обеспечения Вооружённых Сил Российской Федерации.

В состав факультета входят:

  • кафедра «Систем сбора и обработки информации»;
  • кафедра «Информационно-вычислительных систем и сетей»;
  • кафедра «Математического и программного обеспечения»;
  • кафедра «Комплексов и средств информационной безопасности»;
  • кафедра «Информационно-аналитической работы».
  • предметно-методическая комиссия «Психологических акций».

Основными направлениями научной и учебной деятельности факультета являются:

1. Информационное обеспечение применения ВС РФ;
2. Технологии применения вычислительных систем и сетей МО РФ;
3. Информационно-аналитическая работа;
4. Обоснование тактико-технических требований к вычислительным системам и сетям МО РФ;
5. Разработка программно-алгоритмического обеспечения средств вычислительных систем и сетей МО РФ;
6.Технологии компьютерной и информационной безопасности;
7. Компьютерное моделирование боевых действий.

Научно-педагогический потенциал факультета составляют 10 докторов наук, 63 кандидата наук. Из них 3 Заслуженных деятеля науки, 8 профессоров, 31 доцент.

На факультете работают заслуженные профессора академии: Ростовцев Юрий Григорьевич — заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., автор более 200 научных и учебно-методических трудов; Рыжиков Юрий Иванович — заслуженный деятель науки РФ, д.т.н., автор 260 научных и учебно-методических трудов.

Факультет топогеодезичекого обеспечения и картографии

В 2006 году в состав Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского вошёл Военный институт (топографический), преобразованный из Военного топографического института имени А.И.Антонова.
В 2011 году Военный институт в составе ВКА имени А.Ф, Можайского реорганизован в 7 факультет «Топогеодезического обеспечения и картографии».

Факультет готовит курсантов по специальностям: Среднего профессиональное образование — Прикладная геодезия (Эксплуатация геодезической техники). Высшего профессионального образования:

  • Астрономогеодезия (Применение геодезических подразделений и эксплуатация геодезической техники).
  • Аэрофотогеодезия (Применение топографических подразделений и эксплуатация топографической техники).
  • Картография (Применение картографических подразделений и эксплуатация картографической техники).

Факультет также осуществляет повышение квалификации специалистов Топографической службы ВС РФ и переподготовку увольняемых военнослужащих к новому виду деятельности в сфере кадастровых отношений и эксплуатации геодезической техники.

Выпускники Кудрявцев М.К., Бызов Б.Е., Николаев Л.С, Лосев А.И., Хвостов В.В., Филатов В.Н. в разные годы прошли путь от курсанта до начальника Топографической службы Вооруженных Сил.
Среди выпускников начальник штаба тыла Ленинградского ВО генерал-майор Санталов В.Д., начальник Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР генерал-майор Жданов Г.Д.

Факультет средств ракетно-космической обороны

Факультет создан Приказом Министра обороны России от 12 июля 2011 года на базе двух бывших структурных подразделений Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского: военного института систем и средств обеспечения войск в городе Пушкин и филиала академии в поселке городского типа Кубинка. Оба структурных подразделения академии долгое время являлись важными элементами системы подготовки кадров для Войск противовоздушной обороны страны, Ракетных войск стратегического назначения и Космических войск.

В настоящее время на факультете организована подготовка офицерских кадров для войск Воздушно-космической обороны России и других ведомств по направлению подготовки «Радиотехника» по специальности «Специальные радиотехнические системы». Основными военными специальностями подготовки являются: «Применение и эксплуатация средств предупреждения о ракетном нападении», «Применение и эксплуатация средств противоракетной обороны» и «Применение и эксплуатация средств противокосмической обороны и контроля космического пространства». Основным заказчиком специалистов являются войска Воздушно-космической обороны России.

На факультете трудятся четыре доктора и 28 кандидатов наук, трое из которых имеют ученое звание профессора, 13 — ученое звание доцента, двое — старшего научного сотрудника. Два преподавателя являются почетными работниками высшего профессионального образования Российской Федерации.

Среди выпускников факультета много военачальников и видных ученых: генерал — полковник Е.С. Юрасов, генерал — лейтенанты Г.В. Кисунько, Н.С. Зайцев, В.В. Артемьев, А.К. Ефремов, М.М. Кучерявый, А.И. Ильин и другие.

Славное прошлое факультета, его традиции, накопленный опыт организации образовательного процесса, современная учебно-лабораторная база, высокая квалификация преподавателей — все это составляет главные предпосылки и условия для успешного решения задач современной военной реформы, главным содержанием которой является создание механизма обеспечения безопасности страны и эффективного военного строительства.

Факультет автоматизированных систем управления войсками

  • кафедра системного анализа и математического обеспечения АСУ (войсками),
  • кафедра технологий и средств технического обеспечения и эксплуатации АСУ (войсками)
  • кафедра технологии и средств комплексной обработки и передачи информации в АСУ (войсками),
  • кафедра АСУ космических комплексов,
  • кафедра АСУ ПРО.

Факультет готовит курсантов по 10 специальностям:

  • Математическое обеспечение АСУ космическими аппаратами
  • Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения;
  • Математическое обеспечение автоматизированных систем управления космическими аппаратами;
  • Информатика и вычислительная техника;
  • Автоматизированные системы обработки информации и управления;
  • Вычислительные машины, комплексы, системы и сети;
  • Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем;
  • Техническое обслуживание средств вычислительной техники, компьютерных сетей;
  • Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения.

На факультете создана научная школа автоматизации управления сложными организационными системами. Всего за годы существования данной научной школы подготовлено 8 докторов и 66 кандидатов наук.

Факультет переподготовки и повышения квалификации

29 июня 1941 г на основании директивы Генерального штаба Красной Армии создаются 3-х месячные курсы подготовки инженеров. За много лет существования данное подразделение претерпело множество изменений и реорганизаций, в результате которых 1 сентября 2009 года был создан факультет переподготовки и повышения квалификации с новой штатной структурой.

В настоящее время факультет занимается переподготовкой офицеров с высшей военной оперативно-тактической подготовкой по 11 специальностям. Повышением квалификации специалистов из войск по 85 специальностям.

Профессиональной переподготовкой увольняемых военнослужащих:

  • с высшим образованием по 30 специальностям;
  • со средним образованием по 9 специальностям и по трем рабочим специальностям.

Факультет готовит специалистов для ВКО, Топографической службы ВС РФ и других центральных органов военного управления. Занятия проводят профессорско-преподавательский состав всех факультетов академии и общеакадемических кафедр.

За время существования факультета (академических курсов) прошли переподготовку и повысили квалификацию более 20000 специалистов. Повышение квалификации военных специалистов видов и родов войск в 2009-2011 годах прошли 802 офицера. Профессиональную переподготовку увольняемых военнослужащих в запас прошли 969 человек.

Военный институт (научно-исследовательский)

В соответствии с требованиями времени и стоящими перед академией задачами, все ранее разрозненно существовавшие научные подразделения академии с 15 июля 2009 года были объединены в составе вновь сформированного подразделения — Военного института (научно-исследовательского).

В настоящее время структура научной составляющей академии максимально соответствует потребностям времени. Личный состав подразделений института занимается выпуском научно-технической продукции по актуальным и перспективным направлениям научных исследований.

Основу научного потенциала ВИНИ составляют 115 кандидатов и 31 доктор наук. Звание профессор имеют 18 человек, доцент -19.

Для проведения исследований институт обладает уникальными образцами лабораторно-экспериментальной и моделирующей базы, такими как:

  • экспериментальный баллистический стенд
  • радиолокационный измерительный комплекс «Цунами-3»;
  • комплексная самолетная лаборатория «ФОТОН»;
  • стенды для исследования воздействия на объекты РКТ факторов космического пространства;
  • модели фоноцелевой обстановки.

Основными задачами института являются:

  • военно-научное сопровождения научно-исследовательских опытно-конструкторских работ;
  • проведение летно-экспериментальных работ в интересах видов и родов войск;
  • выпуск системы исходных данных для обеспечения работ по созданию космических средств вооружения на период до 2015 г.;
  • участие в рабочей группе по системе ГЛОНАСС;
  • выполнение оперативных заданий органов военного управления.

Благодаря научному потенциалу института, возможностям лабораторно-экспериментальной базы, а также учитывая перспективы строительства ВС и совершенствования средств вооруженной борьбы, достигнуто существенное расширение спектра применения сил и средств ВИНИ.

База обеспечения учебного процесса

Главная задача базы — обеспечение учебного процесса и научных исследований на полевой учебно-материальной базе академии. База обеспечения учебного процесса (пос. Лехтуси) обеспечивает проведение практической подготовки курсантов и слушателей по оперативно-тактическим, тактико-специальным, военно-техническим, военно-специальным и общевоенным дисциплинам по всем установленным для академии специальностям подготовки в объеме действующих учебных планов и программ, а также проведение смежных научных исследований. Она располагается в поселке Лехтуси Всеволожского района. Общая площадь базы более 900 га.

База используется при проведении:

  • практических и групповых занятий по эксплуатации космических средств, безопасности жизнедеятельности, военной топографии, огневой подготовке, управлению повседневной деятельностью подразделений и другим дисциплинам;
  • тактико-специальных занятий и учений;
  • эксплуатационной практики и войсковой стажировки;
  • прикладных научных исследований;
  • полевых выходов;
  • набора абитуриентов;
  • начальной военной подготовки.

База оснащена:

  • рабочими местами учебных боевых расчётов подготовки и пуска РКН и управления КА;
  • испытательным полигоном;
  • тактическим учебным полем;
  • войсковым стрельбищем;
  • химическим учебным городком;
  • общевойсковой и штурмовой огневой полосами препятствий;
  • сооружениями и полигонами по правилам и мерам безопасности, объектами инженерного обеспечения;
  • спортивным городком с футбольным полем и беговыми дорожками.

Объекты полевой базы оборудованы в соответствии с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 г. № 150, обеспечены требуемыми образцами ВВТ, тренажерами; оснащены средствами управления, связи и контроля для реализации учебных планов и программ. Имеющиеся ВВТ, тренажерные средства, учебные классы поддерживаются в работоспособном состоянии и обеспечивают требуемую пропускную способность для качественной отработки задач практического обучения слушателей и курсантов в отведенное учебным планом время.

Учебно-методическая работа

Учебно-методическая работа является важнейшей составной частью образовательного процесса в академии. Она включает в себя организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, совершенствование методики и повышение качества проведения учебных занятий, повышение профессионального уровня руководящего и научно-педагогического состава академии.

Главными задачами учебно-методической работы являются:

  • подготовка офицеров с высшим профессиональным образованием, сержантов со средним профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для Вооруженных Сил Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти;
  • профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала;
  • удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего, среднего и (или) послевузовского профессионального образования.

Академия имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации по специальностям подготовки, определенным приказом Министра обороны Российской Федерации.

Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по всем специальностям подготовки установлены государственными образовательными стандартами и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников, на основе которых разработаны учебные планы и учебные программы.

Важнейшие события в учебно-методической работе в 2011 году:

  • проведен 83-й выпуск офицеров: успешно прошли итоговую аттестацию 907 выпускников, из них 838 курсантов, 40 слушателей, 29 иностранных военнослужащих. При этом 86 выпускников получили дипломы с отличием, а 13 из них награждены золотыми медалями;
  • на факультете переподготовки и повышения квалификации прошли обучение 553 военных специалиста;
  • утверждены Министром образования и науки Российской Федерации 7 федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения из 28, порученных к разработке военным вузам. С 1 сентября академия приступила к обучению 1-х курсов по новым ФГОС.

Воспитательная работа

Составной частью образовательной деятельности академии и одним из основных видов деятельности всех должностных лиц вуза является воспитательная работа. Воспитательные задачи успешно решаются в ходе образовательного процесса, повседневной военной службы, совместной учебной, научной работы и других видов деятельности постоянного и переменного состава вуза.

В академии ежегодно проводится комплекс организационно-технических, информационно-пропагандистских и культурно-досуговых мероприятий по патриотическому воспитанию военнослужащих.

С 2010 года стало традиционным участие личного состава в парадах Победы на Дворцовой площади города Санкт-Петербурга и Красной площади столицы нашей Родины-города-героя Москвы.

В целях улучшения качества информационно-пропагандистской работы с личным составом в 2010 года организован выпуск еженедельной радиогазеты «Альтаир» и ежемесячной общеакадемической печатной газеты «Вестник академии». Это позволило шире и оперативнее освещать события из жизни академии, подразделений, кафедр, доводить информацию о работе ученого совета академии, решаемых академией задачах, перспективах ее развития.

Курсанты и офицеры принимают активное участие в культурной и общественной жизни города Санкт-Петербурга и Петроградского района. Традиционным стало участие курсантов в фестивале патриотической песни «Песни Победы», проводимом администрацией города. Личный состав академии принимает активное участие в мероприятиях, проводимых муниципальными советами, правительством города и администрацией Петроградского района в рамках празднования Дня Победы, молодежных фестивалях и праздниках.

Установилось тесное взаимодействие с Государственной капеллой, Русским музеем, Большим и Малым залом филармонии, Мариинским театром. Впервые с 2010 года группы наших курсантов стали организованно посещать экспозиции музея А.В. Суворова, музея-дворца А.Д. Меньшикова, Эрмитажный театр и Оперу Санкт-Петербурга, исторический комплекс Петропавловской крепости и Исаакиевский собор.

Большую работу по патриотическому воспитанию личного состава проводят сотрудниками историко-мемориального зала академии. Созданный в 1966 году музей и сегодня остается тем местом, где часто проходят встречи выпускников академии разных лет.

Спортивная работа

Основную роль в организации физической подготовки и спорта в академии играет кафедра физической подготовки. Созданная в марте 1941 года, кафедра всегда ставила перед собой задачу — обеспечить высокую физическую готовность военнослужащих академии при выполнении служебного долга по защите Родины.

Коллектив кафедры физической подготовки и спорта завоевал заслуженный авторитет. Об этом свидетельствуют высокие показатели физической подготовки и массовой спортивной работы в подразделении.

В академии подготовлены десятки тысяч высококвалифицированных, физически закаленных офицеров для Вооруженных Сил.

В войсках выпускники академии продолжают передавать своим подчиненным знания и навыки, приобретенные в академии на занятиях по физической подготовке.

За истекшие годы физическая подготовка и спорт в академии достигли значительного развития. Спорт стал массовым и прочно вошел в учебу, жизнь и быт курсантов. Проводятся спартакиады среди факультетов, курсов и постоянного состава. Академия участвует во всех соревнованиях города, округа, Космических войск, Вооруженных Сил, Европы и Мира.

За успехи в спорте академия была награждена многими переходящими призами, 86 из них оставлены ей на постоянное хранение. За годы существования академии в ней выросли более 250 мастеров спорта СССР.

Преподаватели кафедры — авторы многих печатных трудов по теории и практике физической культуры и спорта. Эти работы имели важное значение для развития физической подготовки и спорта в академии и получили высокую оценку в других ВУЗах и воинских частях МО РФ.

В коллективе кафедры — пять кандидатов педагогических наук, один профессор, три доцента, два заслуженных мастера спорта, один мастер спорта международного класса, 12 мастеров спорта, два заслуженных тренера России, восемь отличников физической культуры и спорта.

В настоящее время коллектив кафедры физической подготовки и спорта продолжает поддерживать славные традиции и успешно решает задачи по дальнейшему совершенствованию физической подготовки и спорта в академии.

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – ведущее военно-учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов для Войск воздушно-космической обороны, других видов и родов Вооруженных Сил, а так же силовых ведомств РФ.

В настоящее время Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского – системообразующий политехнический вуз Министерства обороны Российской Федерации, ведущий учебный, научный и методический центр в области военно-космической деятельности, инфотелекоммуникационных технологий, а также технологий сбора и обработки специальной информации.

Образование, которое получают выпускники в Военно-космической академии, в полной мере соответствует тем требованиям, которые предъявляются к офицерам во время прохождения военной службы.

В академии проводится подготовка офицеров по 40 военным специальностям , многие из которых не имеют аналогов в нашей стране.

Главная задача академии – готовить высококвалифицированных офицеров с глубокими инженерными знаниями для частей и подразделений Войск воздушно-космической обороны, проводить научные исследования в интересах Войск воздушно-космической обороны России, которые располагают самыми совершенными ракетно-космическими системами, вобравшими в себя новейшие достижения современной науки начала ХХI века. Они требуют от офицера-профессионала с широкой технической эрудицией, офицера-патриота.

Вся система учебной, научной и воспитательной работы командования академии и профессорско-преподавательского состава подчинена тому, чтобы выпускник Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского обладал высоким интеллектом, имел необходимые моральные качества, высокую общую культуру, сформировал у себя такую систему ценностей и идеалов, которая позволила бы ему добросовестно и успешно выполнять свой воинский долг.

Выпускники академии – специалисты по ракетно-космическим комплексам, решают оборонные задачи государственного уровня, многочисленные прикладные и фундаментальные научные проблемы, обеспечивают эксплуатацию космических аппаратов и ракет-носителей.

Среди выпускников академии:

  • генерал-полковник Владимир Поповкин, занимавший должность заместителя министра обороны РФ – начальника вооружения Вооруженных Сил РФ,
  • генерал-лейтенант Станислав Суворов – председатель Военно-научного комитета ВС РФ – заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ.
  • Первый представитель Космических войск, совершивший полет на международную космическую станцию, Герой Российской Федерации летчик-космонавт полковник Юрий Шаргин

Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского в 2015 году провела набор курсантов по всем специальностям подготовки общей численностью в среднем 1680 человек из расчета:

  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского (г. Санкт-Петербург) – в среднем 1210 человек, из них по программам высшего профессионального образования – порядка 1150 человек, в том числе из кандидатов женского пола – порядка 50, по программам среднего профессионального образования – порядка 60 человек.
  • Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского (филиал, г. Ярославль) – в среднем 470 человек по программам высшего профессионального образования, в том числе из кандидатов женского пола – порядка 20 человек.

Основные подразделения:

  • Факультет конструкции летательных аппаратов.
  • Факультет систем управления ракетно-космических комплексов.
  • Факультет радиоэлектронных систем космических комплексов.
  • Факультет наземной космической инфраструктуры.
  • Факультет сбора и обработки информации.
  • Факультет информационного обеспечения и вычислительной техники.
  • Факультет топогеодезического обеспечения и картографии.
  • Факультет средств ракетно-космической обороны.
  • Факультет автоматизированных систем управления войсками.
  • Специальный факультет.
  • Факультет переподготовки и повышения квалификации.
  • Факультет среднего профессионального образования.
  • Общеакадемические кафедры (18 кафедр).
  • Военный институт (научно-исследовательский).
  • Магистратура (офицерские курсы).

Учебные центры:

  • Учебный центр ЗРВ (г. Гатчина).
  • Центр подготовки специалистов РТВ (г. Владимир).

Подразделение обеспечения:

  • База обеспечения учебного процесса (пос. Лехтуси, Ленинградская область).

Символика Академии имени Можайского

Академия Можайского это военный ВУЗ в Санкт-Петербурге, серьёзный и весьма популярный среди абитуриентов. Её отличительная особенность — здесь готовят кадры для прежде всего для воздушно-космических сил. Но и остальные роды войск, и силовые ведомства, также черпают кадровый резерв из этих стен.

Стоит ли нацеливаться на Можайку? Давайте разберёмся.

В этой статье я не буду описывать официальные регалии Академии, количество студентов и преподавателей, факультеты. Всё это вы сами сможете найти на официальном сайте. Меня интересует другое — стоит ли вообще поступать в Можайку, за и против этого решения.

Итак, вас ждут:

Высокий конкурс

Упрощённо считайте, что на любой факультет конкурс примерно 2 человека на место, немногим больше или меньше.

Конкурс в Можайку:

  • Для девушек — 10 человек на место
  • для мальчиков 1,5 — 3,5 (в среднем 2) человека на место.

Обратите внимание: среди девушек конкурс 10 человек на место. И с каждым годом девушек на вступительные испытания приходит всё больше.

На каком факультете самый большой конкурс?

Как ни странно, на факультет СПО (3,5 чел. на место). СПО — факультет среднего профессионального образования, со сроком обучения 2 года и 10 месяцев. Как сказали бы на гражданке, ПТУ. После него идут служить в должностях геодезиста или топогеодезиста, техником, начальником расчета и смены. И всё это в звании прапорщика. Согласитесь, родителям этих деток мечтается о чём-то большем.

Администрация Академии предлагает не зацикливаться на всех этих цифрах, а сосредоточиться на самом поступлении. Думать о собственных баллах, а не о количестве поданных заявлений в расчёте на место.


С какими баллами по физо (физподготовке) реально поступить?

При поступлении самое важное — категория профпригодности. По ней ранжируются места в конкурсном списке, и суммы баллов по ЕГЭ и ФП не влияют так сильно. Реально для юношей возможно поступление с баллами по физо от 25 до 100, а вот для девушек надо больше, ибо конкурс выше.

При поступлении сдают три упражнения:

  • Юноши — бег по пересеченной местности на 3 км, бег 100 метров и подтягивание.
  • Девушки — бег 1 км, 100 м и подъём туловища из положения лёжа.

Максимально на физподготовке можно получить 100 баллов, если по результатам 3-х упражнений получить от 195 до 300 баллов (оценка складывается по всем трём упражнениям). С другой стороны, можно поступить и с минимальными баллами — для физ подготовки это 25 баллов.

С какими баллами по ЕГЭ реально поступить?

На самом деле для поступления может быть достаточно, чтобы баллы ЕГЭ дотянули до нижней границы. Это:

  • русский язык 36
  • физика 36
  • математика 27
  • география 37

Почему так? Определяет ваши итоговые результаты прежде всего категория профпригодности. Если вы получили категорию (самую лучшую), то опередите в списках тех ребят, у кого ЕГЭ сильно лучше.

Но и это ещё не всё. Поступающих ждёт психолог и его тестирование.

Тестирование

Тесты делятся на группы. Обязательно будут тесты, направленные на выявление личностных особенностей человека (проверят уровень уравновешенности, нормальность — всё-таки оружие в руки дадут) и мотивационные тесты (на желание служить в армии и подчиняться дисциплине, начальству и уставу).

Если у абитуриента есть личные достижения — например, значок ГТО, призовые места в местных олимпиадах, спортивные разряды и т.д. — здесь нужно показать документы и включить сведения в анкету. Эти достижения не дают баллов непосредственно к ЕГЭ, но влияют на прохождение и результаты тестирования у психолога.

Строгий отбор и последующие трудности

Приготовьтесь к трудностям разного рода. Они связаны и с военным обучением вообще, и с Можайской Академией в частности.

Ограничения при поступлении

Например, часто дети сдают физподготовку под дождем, и если кто заболевает, то может не пройти медкомиссию (ВВК), у которой есть сроки работы (можете просто не успеть выздороветь).

Или ребенок едет с небольшим плоскостопием, а медкомиссия добавляет ему диагноз артроз — и всё, он не годен.

После зачисления, курсанты курсанты также столкнутся с массой ограничений своей свободы. И к этому нужно быть морально готовыми заранее.


Присяга 2017 в Академии Можайского
  • После сдачи экзаменов и тестов, и до начала обучения, курсантов домой уже не отпускают.
  • На вступительном отборе спартанские условия проживания (почти ежедневные дожди и дырявые палатки, душ тёплый раз в неделю, воровство личного и ценного).
  • Ограничено пользование соцсетями и общение в интернете.
  • Курсантам Академии Можайского запрещено управлять автомобилем на весь период обучения в Академии.

Достаточно, или нужно ещё? Поверьте, ограничений будет много, начиная с причёсок и привычек в поведении.

Прививки

В России есть национальный календарь прививок, где прививать начинают грудничков ещё в роддоме.

При поступлении в Можайку (как, впрочем и в любой другой военный ВУЗ) у абитуриента должна быть прививочная карта с отметками обо всех прививках, положенных по календарю. Если их нет — делайте, и чем скорее тем лучше, ибо многие прививки требуют повторной вакцинации.

Без прививок вас не примут (признают негодными к поступлению), и неважно то ли вы были аллергиком, то ли мама по идейным соображениям отказалась от прививок.

Отчисления по дисциплине

Возможны ли шалости и непослушание? При хорошей успеваемости могут отчислить только за поведение. И кстати, по словам курсантов, в последние годы принято отчислять за любую провинность. Сами понимаете, как это будет обидно.

С другой стороны, у обучения здесь масса плюсов.

Плюсы Академии Можайского

Большой выбор специальностей

По всем программам здесь порядка 40 специальностей, по которым производится подготовка, удовлетворят даже разборчивого школьника. А про военно-космический флот, кузницей кадров для которого является Можайка, даже говорить нечего. В общем, каждый найдёт специальность по душе.

Для примера — специальности подготовки специалитета.


Специальности для специалитета, Можайка, 2018

Реально поступить без блата

Без блата поступить вполне реально. Нужно просто хорошо сдавать вступительные испытания, и демонстрировать достойные личностные качества (роль психолога при отборе действительно важна, не для галочки).

По словам одного из отцов абитуриентов, поступавших в 2017, если бы была возможность замолвить словечко, то он бы обязательно воспользовался, но такой не было, и сын вполне успешно поступил сам.

Качество образования

Большинство выпускников, в том числе последних лет, довольны своим образованием.

Хорошая академия и одна из немногих где учат чему надо! Но очень жёсткая дисциплина, отчисляют за любой промах!

Отзыв курсанта 2017 года

У выпускников есть реальная возможность дослужиться до высоких чинов и должностей. Например, среди выпускников — бывший заместитель министра обороны (Владимир Поповкин), известный лётчик-космонавт (Юрий Шарыгин), генерал-лейтенант и начальник Генерального штаба (Станислав Суворов) и многие другие известные лица.

В качестве старта карьеры — все выпускники получат распределение для службы на офицерской должности.

Как видите, есть с чего начать и куда стремится.

Бытовые условия

Вовремя основного обучения курсанты живую в казармах. Условия жизни вполне приемлемые, всё чистенько, приспособлено для жизни.


Академия Можайского. Казарма

Хорошая столовая (кормят по отзывам вполне прилично), казармы с ремонтом.


Столовая в Академии имени Можайского, Санкт-Петербург

Представленные фото из официальных материалов Академии демонстрируют, с чем придётся столкнуться курсантам.

Культурный досуг

Не забывайте, что это Санкт-Петербург, культурная столица России. Академия «дружит» со всякими музеями-выставками-театрами, и учащиеся регулярно и организованно посещают культурные места.

В общем, чадо не только получит военную специальность, но и будет с культурным досугом в Питере, что особенно может заинтересовать ребят с глубинки (ну и их родителей).

Резюме

Не будем принимать в расчёт тех, кто негативно относится к армии и военному образованию, и кого не не приняли, или отправили домой уже с обучения. Остальные отзывы о Можайской Академии в основном позитивны.

Если отзывы абитуриентов и курсантов Можайки суммировать, то получается следующая картина.

Позитивно отзываются о:

  • качестве образования
  • казармах и условиях быта
  • культурно — организованном досуге

Нейтрально или хорошо:

  • питание

Негативно:

  • жёсткий отбор при поступлении
  • плохие бытовые условия в лагере для поступающих
  • слишком строгая дисциплина, с отчислением за провинности
  • старая часть материальной базы для обучения

Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, с чем придётся столкнуться.

Если вам нравится Питер, вы выбрали для себя военную карьеру, и лежит к душе один из факультетов Можайки — дерзайте. Тем более, что вы сможете поступать в другой ВУЗ параллельно, или поступать уже учась на гражданке — при поступлении спросят копию аттестата, подлинник можно будет забрать и привезти после приказа.

Военно-космическая академия - ведущее военно-учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов для Космических войск, других видов и родов Вооруженных Сил РФ, а так же силовых ведомств РФ.

На сегодняшний день академия обладает значительным научным потенциалом. По состоянию на 1 января 2009 года в академии работают: 117 докторов наук; 633 кандидата наук; 89 профессоров; 264 доцента; 27 заслуженных деятелей науки Российской Федерации; 6 заслуженных работников высшей школы Российской Федерации; 6 заслуженных изобретателей Российской Федерации; 36 членов международных академий и академий Российской Федерации; 16 лауреатов премии Правительства Российской Федерации.

В академии работают 6 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в которых в течение последних пяти лет успешно защищено более 150 докторских и кандидатских диссертаций.

Образование, которое получают выпускники в Военно-космической академии, в полной мере соответствует тем требованиям, которые предъявляются к офицерам во время прохождения военной службы. В академии проводится подготовка офицеров по 40 военным специальностям, многие из которых не имеют аналогов в нашей стране.

Главная задача академии – готовить высококвалифицированных офицеров с глубокими инженерными знаниями для частей и подразделений Космических войск России, проводить научные исследования в интересах Космических войск, которые располагают самыми совершенными ракетно-космическими системами, вобравшими в себя новейшие достижения современной науки начала ХХI века. Они требуют офицера-профессионала с широкой технической эрудицией, офицера-патриота.

Вся система учебной, научной и воспитательной работы командования академии и профессорско-преподавательского состава подчинена тому, чтобы выпускник Военно-космической академии имени А.Ф.Можайского обладал высоким интеллектом, имел необходимые моральные качества, высокую общую культуру, сформировал у себя такую систему ценностей и идеалов, которая позволила бы ему добросовестно и успешно выполнять свой воинский долг.

Выпускники академии – специалисты по ракетно-космическим комплексам, решают оборонные задачи государственного уровня, многочисленные прикладные и фундаментальные научные проблемы, обеспечивают эксплуатацию космических аппаратов и ракет-носителей.
Среди выпускников академии – начальник вооружения Вооруженных Сил РФ - заместитель министра обороны РФ генерал-полковник Владимир Поповкин. Первый представитель Космических войск, совершивший полет на международную космическую станцию, Герой Российской Федерации летчик-космонавт полковник Юрий Шаргин – также выпускник академии.

Поделиться: