Дни необходимо следить правильным питанием малыша поэтому. Правила здорового питания для школьников. Что входит в понятие полезной пищи, а какие продукты не стоит употреблять

Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для всего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность связана со значительными затратами энергии.

В течение последних 10 лет в РФ заболевания органов пищеварения у детей занимают 2-ое место в структуре общей заболеваемости, что характерно и для нашего региона. За год в областной детской больнице проходит лечение более 300 ребятишек с гастроэнтерологическими заболеваниями.
В связи с этим специалисты Липецкого областного центра медицинской профилактики напоминают о правилах здорового питания для школьников.

Современный школьник должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной, а обычной питьевой воды или соков.

В утренний завтрак школьников, помимо сладкого чая, должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином.

Белки - это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами. Ежедневно в меню школьника должны присутствовать мясные и рыбные продукты, яйца, орехи, овсяная, гречневая крупы. Необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко). В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока - 400 мл (с учетом приготовления молочных блюд).

Овощи – необходимый источник витаминов и микроэлементов. В рационе должно быть до 50% сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно употреблять до еды или через 40-60 минут после еды.

Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.

В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: говядина, печень, яичный желток, масло оливковое, картофель, капуста, морковь, огурцы, петрушка, сухофрукты, вишня, смородина, клубника, крыжовник, малина, виноград, апельсины, хлеб из муки грубого помола, кисломолочные продукты.

Пища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества и количества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и, таким образом, облегчает для него процесс обучения.

10 правил здорового питания школьника

Правило первое : завтрак должен быть обязательно! Забудьте о хлопьях с молоком или соком, лучше потратить на 2 минуты больше времени, но сделать 2 бутерброда из цельнозернового хлеба с сыром, зеленью, творогом или курицей. Белка хватит до самого обеда.

Правило второе: в школу надо взять с собой маленькую бутылку минералки и пару яблок или банан. Калий, содержащийся в банане, прекрасно снимает усталость. Это весьма кстати для тех школьников, которые вечером засиделись перед компьютером и, разумеется, не выспались.

Третье правило : если в школе не предусмотрено питание для детей, то можно дать ребенку с собой бутерброд. Заверните его в фольгу, чтобы избежать крошек среди листов учебников и тетрадей.

Правило четвертое , для школьников младших классов: пользуйтесь тем, что государство предоставляет вам молоко, выпивайте его. Кальций для детских зубов и косточек – то, что доктор прописал!

Правило пятое: в школьном буфете можно купить сок, пирожок или булочку, но точно не чипсы, газировку или картофель фри. Насытиться этими вещами вы не насытитесь, но аппетит вам они разыграют.

Правило шестое: перекусы не так плохи, как может показаться. Только вот перекусывать надо с умом. Шоколадка, конечно, придаст вам энергии, но лишь на короткое время, да и пользы от нее будет гораздо меньше, чем вреда. А вот большое яблоко в качестве перекуса куда уместнее.

Правило седьмое , связанное не с тем, ЧТО есть, а с тем, КАК есть: не ешьте на бегу. Сядьте в школьной столовой за стол и потратьте на завтрак время всей перемены. Ну и, конечно, непременно мойте руки перед едой.

Правило восьмое : по возвращении из школы горячий обед обязателен. Это должно стать аксиомой для школьника любого класса.

Правило девятое: не злоупотребляйте полуфабрикатами. Пельмени, может, приготовить куда проще, чем, скажем, омлет, но по пользе для организма они не сопоставимы. Супы, горячие блюда, гарниры – все это должно присутствовать в рационе школьника.

Правило десятое : обилие овощей и фруктов – непременное условие для здорового питания ученика. Выбирайте плоды по сезону и приучайте ребенка к мысли, что есть их надо обязательно.

Любая мама хочет вырастить здорового и воспитанного ребенка. Но нечасто встретишь детей, которые четко понимают, как правильно питаться и вести себя за столом. Увы, этому пункту в воспитании не уделяет внимание большинство родителей. Стоит с детства приучать ребенка к правильным привычкам в питании - это поможет в будущем взрослому человеку относиться ответственно к своему здоровью, следить за тем, что, когда и почему он ест.

Эти правила очевидны для любого европейского ребенка. Учи своего, пока не поздно!

Правила питания детей

  • Ешь 3 раза в день.
    Когда ребенок ест 3–4 раза в день, не перекусывая особо между приемами пищи, он всегда ест с аппетитом. Приемы пищи желанны и воспринимаются как приятный момент, даже если еда не очень нравится малышу.
  • Ешь натуральную пищу нормальными порциями.
    Выбирай натуральные продукты для питания ребенка. Поменьше примесей, консервантов и продуктов, вред которых очевиден. При трехразовом питании порция должна быть нормального размера, включать в себя первое, второе блюдо и десерт.
  • Пей воду.
    Вода очень важна для правильного функционирования организма, никакие соки и газировки ее не заменят. Между приемами пищи ребенок должен выпивать достаточное количество воды.
  • Ешь, сидя за столом.
    Никаких перекусов на ходу, никакой спешки, телевизора или тем более компьютера. Приучай ребенка есть, сидя за столом, сосредоточившись на еде. Объясни, почему это так важно для пищеварения. Все дети с удивлением смотрят на свой живот и делают выводы, если им рассказать, что пища плохо переваривается по определенным причинам. Учи ребенка чувствовать свое тело и понимать себя с детства.
  • Ужин должен быть легким.
    Основной прием пищи - обед. На ужин можно поесть овощи, омлет, макароны, легкий суп, фрукты. Когда ребенок ест легкий ужин, он легче засыпает и лучше спит.
  • После еды кухня закрывается.
    Научи ребенка отказываться от перекусов. Постоянные походы к холодильнику противопоказаны. Человек, который с детства приучен находиться в постоянном процессе поглощения пищи, впоследствии страдает ожирением. Зачем это нужно твоему ребенку?
  • Умей вовремя остановиться.
    Ребенок должен знать меру - когда сыт, больше не ешь. Это тоже очень важно, ведь от переедания растягиваются стенки желудка. Объясни ребенку, чем опасно переедание, и не допускай этого.
  • Наслаждайся вкусом блюд.
    Угадывай ингредиенты, которые были использованы в приготовлении пищи… Когда еда приносит удовольствие, это здорово! Готовь для ребенка не только полезные, но и вкусные блюда.

  • Учись готовить.
    Учи ребенка готовить - пусть наблюдает за тем, что делает мама. Приготовленное собственными руками блюдо ребенок будет есть с невероятным удовольствием! Существует множество простых блюд. Ты можешь научить ребенка их готовить. Интерес к еде и понимание процесса приготовления пищи формируют здоровые пищевые привычки.
  • Еда не должна вызывать чувство вины.
    Чувство вины - хорошая предпосылка для пищевых расстройств. Чтобы избежать таких серьезных заболеваний, как булимия и анорексия у ребенка, никогда не ругай его, если он съел что-то не то. Не используй еду как наказание или поощрение!
  • Эти правила питания полезны не только для детей, но и для взрослых. Заботься о здоровье своей семьи правильно, и тогда проблем с питанием не будет у ребенка! Ведь дети копируют привычки взрослых.

    Как правильно питаться?

    Пара слов о калорийности

    Примерное меню школьника

    Завтрак :

    • Масло сливочное, сыры;

    Обед:

    • Мясное (рыбное);
    • Гарнир;
    • Сок, компот, кисель.

    Полдник:

    Ужин:

    • Крупы, овощи;
    • Вареное (паровое) мясо, рыба.

    Живите здорово!

    Читайте также:

    ПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

    ПИТАНИЕ РЕБЕНКА ВЕГЕТАРИАНЦА

    ДИЕТА ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ ПОДРОСТКУ

    Когда ребенок начинает ходить в школу, требования к его питанию меняются, ведь у школьников довольно большие психологические и умственные нагрузки. К тому же, многие дети посещают спортивные секции. При этом организм продолжает активно расти, поэтому вопросам питания ребенка школьного возраста всегда следует уделять достаточно внимания. Давайте узнаем, какие продукты нужны детям старше 7 лет, в каком объеме их должен употреблять школьник ежедневно и как лучше всего строить меню для ребенка этого возраста.

    Необходимо обеспечить правильное питание школьнику и приучить его к полезной еде Принципы здорового питания

    Ребенок старше 7 лет нуждается в сбалансированном здоровом рационе не меньше детей младшего возраста.

    Основными нюансами питания детей этого возраста являются такие:

    • В течение дня с пищей должно поступать столько калорий, чтобы покрыть энергозатраты ребенка.
    • Рацион школьника должен быть сбалансирован по незаменимым и заменимым нутриентам. Для этого рекомендуется его максимально разнообразить.
    • Важно учитывать индивидуальные особенности организма ребенка.
    • Минимум 60% белков в рационе ребенка-школьника должно поступать из продуктов животного происхождения.
    • Количество получаемых с пищей углеводов для школьника должно быть в 4 раза больше, чем количество белка или количество жира.
    • Быстрые углеводы, представленные в меню ребенка сладостями, должны составлять до 10-20% всех углеводов.
    • Важно наличие режима приемов пищи, чтобы ребенок питался регулярно.
    • Рацион школьника должен включать хлеб, картофель, злаки. Мучные изделия для ребенка стоит готовить на муке грубого помола.
    • Один-два раза в неделю ребенок должен есть рыбу. Также минимум один раз в недельном меню школьника должно быть красное мясо.
    • Бобовые ребенку этого возраста рекомендуют есть 1-2 раза в неделю.
    • Ежедневно в рационе ребенка должно присутствовать пять порций овощей и фруктов. Одной порцией считают апельсин, яблоко, банан или другой средний фрукт, 10-15 ягод или виноградин, два небольших фрукта (абрикос, слив), 50 г овощного салата, стакан сока (учитывается лишь натуральный сок), столовая ложка сухофруктов, 3 ст. л. отварных овощей.
    • Ежедневно ребенку следует употреблять молочные продукты. Рекомендуется три порции, одной из которых может быть 30 г сыра, стакан молока, один йогурт.
    • Сладости и жирные продукты допустимы в рационе школьника, если они не заменяют собой полезную и здоровую пищу, поскольку в печенье, тортах, вафлях, картофеле фри и других подобных продуктах очень мало витаминов и минеральных компонентов.
    • Стоит минимизировать поступление с пищей синтетических пищевых добавок, а также специй.

    Включите в рацион ребенка свежевыжатые соки из овощей и фруктов Потребности ребенка-школьника

    6-9 лет

    10-13 лет

    14-17 лет

    Потребность в энергии (в ккал на 1 кг веса)

    80 (в среднем 2300 ккал в сутки)

    75 (в среднем 2500-2700 ккал в сутки)

    65 (в среднем 2600-3000 ккал в сутки)

    Потребность в белках (г в день)

    Потребность в жирах (г в день)

    Потребность в углеводах (г в день)

    Молоко и молочные продукты

    Сахар и сладости

    Хлебобулочные изделия

    Из них ржаной хлеб

    Крупы, макароны и бобовые

    Картофель

    Фрукты сырые

    Фрукты сушеные

    Сливочное масло

    Растительное масло

    Режим питания

    На режим приема пищи ребенка, посещающего школу, влияет смена обучения. Если ребенок учится в первую смену, то он:

    • Завтракает дома примерно в 7-8 часов.
    • Перекусывает в школе в 10-11 часов.
    • Обедает дома либо в школе в 13-14 часов.
    • Ужинает дома примерно в 19 часов.

    Ребенок, обучение которого происходит во вторую смену:

    • Завтракает дома в 8-9 часов.
    • Обедает дома перед тем, как отправиться в школу, в 12-13 часов.
    • Перекусывает в школе в 16-17 часов.
    • Ужинает дома примерно в 20 часов.

    Завтрак и обед должны быть наиболее энергетически ценными и обеспечивать в сумме около 60% от дневной калорийности. Ужинать ребенок должен максимум за два часа до того, как он отправится спать.

    Хороший аппетит чаще всего бывает при налаженном режиме питания и значительной физической активности в течение дня Какими способами лучше готовить пищу?

    Школьникам готовить пищу можно любым способом, но все же увлекаться жаркой не рекомендуют, особенно, если у ребенка низкая активность или есть склонность к набору подкожного жира. Наиболее оптимальными видами приготовления пищи для детей считают тушение, запекание и отваривание.

    Какие продукты нужно ограничить в рационе?

    Старайтесь ограничивать в меню ребенка такие продукты:

    • Сахар и белый хлеб – при избыточном потреблении они вызывают набор веса.
    • Продукты, в которых есть пищевые добавки (красители, консерванты и другие).
    • Маргарин.
    • Не сезонные фрукты и овощи.
    • Сладкую газировку.
    • Продукты с кофеином.
    • Майонез, кетчупы и другие соусы промышленного производства.
    • Острые блюда.
    • Фастфуд.
    • Сырокопченые колбасы.
    • Грибы.
    • Блюда, которые готовятся во фритюре.
    • Соки в пакетах.
    • Жвачки и леденцы.

    Газированные напитки и продукты с вредными добавками стоит по максимуму исключить из рациона Какие давать жидкости?

    Самые оптимальные напитки для ребенка школьного возраста – вода и молоко. Недостатками соков являются большое содержание сахара и повышенная кислотность, поэтому их следует либо давать во время приемов пищи, либо разбавлять водой.

    На общее количество жидкости, которую должен употреблять школьник в день, влияет его активность, питание и погода. Если погода жаркая, а активность ребенка повышена, давайте ребенку больше воды или молока.

    Газированные напитки и продукты с кофеином в младшем школьном возрасте не рекомендованы. Старшим школьникам давать такие напитки допустимо, но не во время приемов пищи, так как из-за кофеина ухудшается всасывание железа.

    Как составлять меню?

    • На завтрак советуют дать 300 г основного блюда, например, каши, запеканки, сырников, макарон, мюсли. К нему предложите 200 мл напитка – чая, какао, цикория.
    • В обед советуют есть овощной салат или другую закуску в количестве до 100 г, первое блюдо в объеме до 300 мл, второе блюдо в количестве до 300 г (оно включает мясо или рыбу, а также гарнир) и напиток объемом до 200 мл.
    • Полдник может включать запеченные либо свежие фрукты, чай, кефир, молоко или другой напиток с печеньем или домашней выпечкой. Рекомендуемый объем напитка для полдника – 200 мл, количество фруктов – 100 г, выпечки – до 100 г.
    • Последний прием пищи включает 300 г основного блюда и 200 мл напитка. На ужин стоит приготовить ребенку легкое белковое блюдо, например, из творога. Также для ужина хорошо подходят блюда из картофеля и других овощей, каши, блюда из яиц или рыбы.
    • К каждому приему пищи можно добавлять хлеб в дневном количестве до 150 г пшеничного хлеба и до 75 г ржаного.

    В первую очередь нужно учесть, в какую смену учится ребенок, поскольку это влияет на его приемы пищи. Кроме того, рекомендуется составление рациона не на один день, а на всю неделю, чтобы блюда не повторялись и все нужные продукты присутствовали в недельном меню.

    Обсуждайте и составляйте меню на всю неделю вместе, если уверены, что капризничать при этом ребенок не будет. Приветствуется и вовлечение ребенка в процесс приготовления еды Пример правильного меню на неделю

    День недели

    Завтрак

    Обед

    Полдник

    Ужин

    Понедельник

    Сырники с яблоками и сметаной (300 г)

    Чай (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из капусты и моркови (100 г)

    Борщ (300 мл)

    Котлета из кролика (100 г)

    Картофельное пюре (200 г)

    Компот из сушеных груш и чернослива (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Кефир (200 мл)

    Апельсин (100 г)

    Печенье (50 г)

    Омлет с зеленым горошком (200 г)

    Настой шиповника (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Рисовая молочная каша с изюмом (300 г)

    Какао (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из свеклы (100 г)

    Бульон с яйцом (300 мл)

    Биточки из говядины (100 г)

    Тушеная капуста с кабачками (200 г)

    Яблочный сок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Молоко (200 мл)

    Булочка с творогом (100 г)

    Яблоко свежее (100 г)

    Картофельные зразы с мясом (300 г)

    Чай с медом (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Омлет с сыром (200 г)

    Рыбная котлета (100 г)

    Чай (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Баклажанная икра (100 г)

    Картофельный суп с клецками (300 мл)

    Тушеная печень (100 г)

    Кукурузная каша (200 г)

    Фруктовый кисель (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Кефир (200 мл)

    Запеченное яблоко (100 г)

    Овсяное печенье (50 г)

    Блины с творогом и изюмом (300 г)

    Молоко (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Гречневая молочная каша (300 г)

    Цикорий (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из редиса и яйца (100 г)

    Рассольник домашний (300 мл)

    Куриная котлета (100 г)

    Цветная капуста отварная (200 г)

    Гранатовый сок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Молоко (200 мл)

    Пирожок с яблоками (100 г)

    Запеканка из вермишели и творога (300 г)

    Чай с вареньем (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Творожные оладьи с медом (300 г)

    Чай с молоком (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из яблока и моркови со сметаной (100 г)

    Бульон с лапшой (300 мл)

    Бефстроганов с тушеными овощами (300 г)

    Компот из винограда и яблок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Фруктовое желе (100 г)

    Простокваша (200 мл)

    Бисквит (100 г)

    Рисовый пудинг с изюмом и курагой (300 г)

    Кефир (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Овсяная каша с ягодами (300 г)

    Какао (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Кабачковая икра (100 г)

    Свекольник (300 мл)

    Запеченная рыба (100 г)

    Картофель отварной с зеленым горошком (200 г)

    Персиковый сок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Молочное желе (100 г)

    Чай (200 мл)

    Булочка с изюмом (100 г)

    Омлет с помидорами (200 г)

    Цикорий с молоком (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Воскресенье

    Пшенная каша с тыквой и морковью (300 г)

    Чай с медом (200 мл)

    Бутерброд (100 г)

    Салат из огурцов и помидор (100 г)

    Суп-пюре из овощей (300 мл)

    Биточки из кальмара (100 г)

    Отварные макароны (200 г)

    Томатный сок (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Кефир (200 мл)

    Груша (100 г)

    Творожное печенье (50 г)

    Картофельные котлеты со сметаной (300 г)

    Молоко (200 мл)

    Хлеб (75 г)

    Несколько полезных рецептов Рыбные зразы с творогом

    Кусочки рыбного филе (250 г) немного отбейте и посолите. Творог (25 г) смешайте с зеленью и солью. Положите немного творога на каждый кусок рыбного филе, сверните рулетиком и обваляйте в муке, а потом во взбитом яйце. Немного обжарьте на сковороде, а потом поставьте зразы в духовку, чтобы довести их до готовности.

    Рассольник

    Почистите, нашинкуйте, а затем пассеруйте одну морковь и одну луковицу, пока они не приобретут желтый цвет. Добавьте томатную пасту (2 ч. л.), готовьте еще 2-3 минуты, затем снимите с огня. Почистите три картофелины, нарежьте на дольки и отварите до полуготовности. Добавьте к картофелю пассерованные овощи, нарезанный маленькими кубиками один соленый огурец и щепотку соли. Варите суп до готовности на маленьком огне, а перед подачей в каждую тарелку положите чайную ложку сметаны, которую посыпьте нарезанной зеленью.

    Заливные шарики из мяса

    Возьмите полкило мяса с костями и сварите, добавив в воду четверть корня сельдерея и четверть корня петрушки. Бульон слейте в отдельную емкость, а мясо измельчите на мясорубке вместе с поджаренной на масле луковицей. Добавьте к получившемуся фаршу сметану (2 ст. л.), растертое сливочное масло (3 ст. л.), перец и соль. Сделайте небольшие шарики. К бульону добавьте предварительно подготовленный желатин (10 г). Залейте шарики бульоном и оставьте застывать. Можно добавить к шарикам нарезанную отварную морковь и сваренные куриные яйца.

    Кормите ребенка-школьника с общего стола и показывайте своим примером, как нужно питаться Возможные проблемы

    В питании ребенка школьного возраста возможны разные проблемы, с которыми родители должны уметь вовремя справляться.

    Что делать, если ребенок не кушает продукты, которые ему нужны?

    У ребенка старше семи лет уже сформировались вкусы, поэтому он может отказываться от определенных продуктов, и настаивать, чтобы он их ел, несмотря на отвращение и неприятие, не стоит. Так пищевое поведение может еще больше усугубиться. Родителям стоит попробовать готовить нелюбимые продукты разными способами, возможно, один из них понравится ребенку.

    В остальном же настаивать на употреблении какой-либо пищи не нужно, если питание ребенка можно назвать разнообразным – если в его рационе есть хотя бы 1 вид молочных продуктов, 1 вид овощей, 1 вариант мяса или рыбы, 1 вид фруктов и какое-либо блюдо из злаков. Эти группы продуктов обязательно должны быть в детском меню.

    Быстрые перекусы в школьной столовой

    Для младших школьников в учебных заведениях обычно предусмотрен завтрак, а иногда и горячий обед. Если же ученик покупает в столовой выпечку, родителям стоит позаботиться о том, чтобы завтрак перед учебой и обед сразу после возвращения домой были питательными и сделанными из полезных продуктов. Также давайте ребенку с собой полезную альтернативу школьным булочкам, например, фрукты, йогурты или домашнюю выпечку.

    Отсутствие аппетита из-за стресса

    Многие школьники испытывают серьезные психологические нагрузки во время обучения, что сказывается на аппетите. Родителям следует внимательно наблюдать за ребенком и вовремя отреагировать на ситуацию, когда стресс стал причиной снижения аппетита.

    Важно продумать отдых ребенка после возвращения домой и в выходные, предоставив ему возможность переключить внимание и заняться любимым делом. Снять стресс помогают увлечения, особенно, связанные с физической активностью, например, походы в горы, ролики, велосипед, разные спортивные секции.

    Отсутствие аппетита часто бывает вызвано стрессом. Поддерживайте ребенка и чаще говорите с ним по душам Как понять, что отсутствие аппетита является симптомом болезни?

    На то, что сниженный аппетит может быть признаком заболевания, будут указывать такие факторы:

    • Ребенок худеет, он малоактивный и вялый.
    • У него появились проблемы со стулом.
    • Ребенок бледный, его кожа очень сухая, состояние волос и ногтей ухудшилось.
    • Ребенок жалуется на периодическое появление болей в животе.
    • На коже появились высыпания.

    Переедание

    Избыточное употребление пищи приводит к полноте у детей, причиной которой чаще всего выступает наследственность и образ жизни. Полному ребенку врач порекомендует изменить питание, однако родители могут столкнуться с трудностями. К примеру, чтобы не соблазнять ребенка сладостями, от них придется отказаться всей семье. К тому же, ребенок будет считать, что запреты несправедливы, и может лакомиться запрещенными блюдами тайком.

    Лучше всего, если полный ребенок пообщается с диетологом один, тогда он легче воспримет советы врача и почувствует себя более ответственным. По словам специалистов, переедание нередко является признаком психологического неблагополучия, например, одиночества. Поэтому есть смысл сходить с ребенком и к психологу.

    Неправильное питание и стрессы - самые частые причины повышенного веса ребенка Советы

    • Приобщить школьника к принципам здорового питания помогут совместные с родителями приемы пищи, при условии, что вся семья питается правильно. Рассказывайте ребенку больше о полезности продуктов и важности питания для поддержания здоровья.
    • Если ребенок берет с собой еду в школу, предложите бутерброды с сыром, запеченным мясом, пирожок, булочку с творогом, рогалик, запеканку, фрукты, сырники, йогурты. Продумайте, как упаковать пищу и как ребенок сможет ее съесть. Для этого следует купить специальные контейнеры, а также заворачивать бутерброды в пленку.
    • Не давайте детям полностью обезжиренные продукты, но отдавайте предпочтение маложирным видам молочной продукции.

    Как организовать питание ребенка, чтобы рацион мог удовлетворить все энергетические потребности в этом возрасте. В период, когда ребенок идет в школу, у него отмечается повышенная психологическая и физическая нагрузка, поэтому пища должна быть здоровой, питательной и максимально полезной. – это залог его крепкого иммунитета, хорошей успеваемости и здоровья. Этой теме уделено много внимания, но некоторые вопросы так и остались нераскрыты. Какие продукты стоит ограничивать в рационе? Какой режим питания нужно выбрать? Какой способ приготовления пищи наиболее оптимальный?

    Рекомендации по организации правильного питания для школьников

    Педиатрами и диетологами всего мира общеприняты следующие принципы здорового питания школьников:

    • Калорийность. При создании рациона на каждый день, необходимо учитывать энергозатраты ребенка.
    • Разнообразие. Это один из главных принципов создания меню, только так можно обеспечить организм незаменимыми аминокислотами.
    • Режим. Питаться ребенок должен регулярно, промежутки между приемами пищи должны быть регламентированы.
    • Сбалансированный рацион. Обязательным считается наличие белков животного происхождения. Углеводы, которые быстро расщепляются, должны составлять не более 20%.
    • Витамины. В рационе должны присутствовать овощи и фрукты.

    Конечно же, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Крайне важно, чтобы дети кушали рыбу, не менее одного или двух раз в неделю. Каждый день необходимо употреблять молочные продукты, особенно йогурт, молоко, сыр. Всевозможные сладкие вкусности и жирные блюда допускаются в рационе, но они не должны заменять собой здоровую пищу.

    Его величество – режим питания

    Детей школьного возраста надо приучать к самостоятельности. Завтрак можно запланировать на 7-8 часов утра. Перекус приходится на 10-11 часов, в школе, на перемене. Обед может проходить либо дома, либо в школе. Ужин планируем на 19-20 часов вечера. Правильное питание для детей школьного возраста предусматривает, что завтрак и обед должны быть наиболее энергетически емкими, а вот ужинать лучше за два часа до сна.

    Что же касается способа приготовления, то здесь нет каких-то особых рекомендаций. Если же ребенок склонен к набору лишнего веса, то стоит исключить из рациона жареную пищу, а также сладости и газированные напитки.

    Несколько слов о калорийности

    • Ученики младшей школы имеют свою норму калорий, которая составляет не более 2400ккалорий.
    • Школьники, которые учатся в средней школе, должны получать – 2500ккал.
    • Старшеклассникам положено до 2800ккал.
    • Дети, которые активно занимаются спортом, нуждаются в энергетически емком питании, поэтому должны употреблять на 300 ккал больше.

    Если у вас нет времени подбирать калорийность рациона себе и членам своей семьи, можно воспользоваться готовыми меню от ГроуФуд.

    Что надо прививать детям?

    Подытоживая все по теме «Правильное питание для детей школьного возраста», хотелось бы сказать, что колоссальное значение имеет культура питания, а приучаться кушать правильную еду необходимо с детства. Поощряйте детей к употреблению разнообразной питательной пищи. Не стоит отказывать себе в свежих овощах и фруктах. Отдельного внимания заслуживают продукты с высоким содержанием крахмала, а польза от цельного молока, йогурта и сыров вообще несравнима. Основным источником поступления жидкости в организм должна быть вода, а не сладкие газировки.

    Все хотят, чтобы их дети были здоровыми, не так ли? Но что в первую очередь нужно растущему организму? Правильное питание! А какое оно – здоровое питание детей школьного возраста? Как и чем кормить школьника, сколько раз в день, какие есть правила? Ответы на все эти, и, возможно иные, вопросы читателей ниже.

    Здоровое питание детей школьного возраста. Что и для чего?

    Гастрономические привычки наших бабушек гасят – ребенок должен есть кашу! Собственно, это правильно, однако не стоит забывать, что детям просто необходима клетчатка, содержащаяся в овощах, витамины и макроэлементы фруктов, животный белок мясных продуктов, фосфор, которого в избытке в рыбе, кальций, который содержится в кисломолочных продуктах. Рацион малыша должен быть сбалансирован и содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, витаминов, аминокислот.

    Маленькие дети, в связи с особенностями строения пищеварительной системы, должны ограждаться от употребления в пищу жирной, жаренной, острой, кислой пищи. Основу рациона должны составлять сырые (овощи, фрукты, зелень) и варено-тушеные продукты. Сладкие напитки, выпечка, изделия из теста, шоколада должны присутствовать в минимальном количестве.

    В период активного роста необходимо употребление в пищу полноценных белков, содержащихся в молоке, мясе, рыбе, яйцах, картофеле, пшенице, ржи, овсе, гречихе. Младшие школьники должны получать до трех грамм на килограмм веса такого белка, дети подросткового возраста – до двух с половиной, а те, кто занимается спортом до 140 грамм в сутки.

    Как правильно питаться?

    Ниже приведем основные правила здорового питания для школьников

    1. Разнообразие (четко продуманный, сбалансированный рацион, состоящий из различных комбинаций необходимых продуктов);
    2. Режимность и частота (в одно и то же время не реже 4 раз в день. Перерыв не может превышать 3,5 часов);
    3. Ежедневное потребление свежих овощей и фруктов (могут быть во фрешах, тертом виде, салатах и, конечно же, целиком);
    4. Минимум соли и сахара, газированных напитков (эти продукты могут спровоцировать нарушение водно-солевого баланса, расстройства пищеварения, иммунной системы, ожирение и прочие неприятности);
    5. Способ приготовления блюд – на пару, тушение, варение. Поберегите желудочно-кишечный тракт ребенка, ведь проблемы в этом отделе организма влечет за собой расстройство во всех органах и системах.

    Желательно добавлять в рацион сухофрукты, орехи, семечки (в небольшом количестве).

    Пара слов о калорийности

    Если вы следите за своим питанием и считаете калории, вам будет просто составлять дневник питания и для своего ребенка. Учитывать нужно следующее:

    • Ученикам младшей школы в сутки нужно употреблять около 2,4 тысячи килокалорий;
    • В средней школе ребенок должен получать не менее 2,5 тыс. ккал.;
    • Старшие школьники ограничиваются 2,5-2,8 тыс. килокалорий;
    • Если ваш ребенок увлечен спортом, прибавляйте к этим нормам еще 300-400 килокалорий.

    Примерное меню школьника

    Давайте наметим приблизительный рацион питания школьника. Меню должно состоять (на выбор взрослого) из:

    • Каша, творог, яйца, тушеные или вареные мясные или рыбные блюда;
    • Хлеб цельнозерновой, ржаной, белый;
    • Масло сливочное, сыры;
    • Чай, кофейный напиток, молоко, какао, сок.
    • Первое блюдо (без избыточного жира и зажарок);
    • Салат (фруктово-овощной, овощной);
    • Мясное (рыбное);
    • Гарнир;
    • Сок, компот, кисель.
    • Молочные или кисломолочные напитки;
    • Выпечка или хлебо-булочное изделие.
    • Крупы, овощи;
    • Вареное (паровое) мясо, рыба.

    Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.

    Для этого важно соблюдать несколько основных принципов питания:

    • Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.
    • Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).
    • Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.
    • Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

    Рассмотрим эти принципы подробнее.

    Энергетическая "емкость" пищи измеряется в калориях. Но ценность детской пищи заключается не только в количестве калорий, необходимо также, чтобы она содержала в себе все те вещества, из которых состоит человеческий организм. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода - вот тот строительный материал, который нужен растущему организму ребенка каждый день.

    Белки

    Источниками белка являются мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца (животные белки), а также хлеб, крупы, бобовые и овощи (растительные белки). Недостаток в рационе ребенка белков не только замедляет нормальный рост и развитие, но снижает устойчивость к воздействию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов. Поэтому белки должны постоянно включаться в рацион дошкольников и школьников.

    Для того, чтобы белки хорошо усваивались и наиболее полно использовались клетками и тканями организма, необходимо не только достаточное количество белков, но и правильное соотношение их с количеством углеводов и жиров. Наиболее благоприятным сочетанием является 1 г белка на 1 г жира и 4 г углеводов.

    Жиры

    Источники жиров - это масло сливочное и растительное, сливки, молоко, молочные продукты (сметана, творог, сыр), а также мясо, рыба и др. Повышенное потребление продуктов с высоким содержанием жиров нежелательно.

    Углеводы

    Источники углеводов - это сахар, все сладкое, в том числе фрукты, кондитерские изделия, далее - овощи, хлеб, крупы, молочный сахар, содержащийся в молоке. Роль углеводов особенно важна из-за большой подвижности и физической активности детей. Большая работа мышц требует больших энергетических затрат, богатой углеводами пищи.

    Минеральные соли и микроэлементы

    Минеральные соли и микроэлементы являются строительным материалом для органов, тканей, клеток и их компонентов. Обеспечить их поступление в организм особенно важно в период активного роста и .

    Минеральные соли играют важную роль в обмене воды в организме, регуляции активности многих ферментов. Минеральные вещества делят на две группы в зависимости от содержания в организме: макроэлементы или минеральные соли (натрий, калий, кальций, фосфор, магний, хлориды, сульфаты и др.) и микроэлементы (железо, медь, цинк, хром, марганец, йод, фтор, селен и др.). Содержание макроэлементов в организме может составлять до 1 кг. Микроэлементы не превышают десятков или сотен миллиграммов.

    В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма вещества и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

    Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных микро- и макроэлементах

    Название Функция Источник (продукты, содержащие элемент)
    Кальций Формирование костей и зубов, системы свертывания крови, процессы мышечного сокращения и нервного возбуждения. Нормальная работа сердца. Молоко, кефир, ряженка, йогурт, сыр, творог. 800-1100 мг
    Фосфор Участвует в построении костной ткани, процессах хранения и передачи наследственной информации, превращения энергии пищевых веществ в энергию химических связей в организме. Поддерживает кислотно-основное равновесие в крови. Рыба, мясо, сыр, творог, крупы, зернобобовые. 800-1650 мг
    Магний Синтез белка, нуклеиновых кислот, регуляция энергетического и углеводно-фосфорного обмена. Гречневая, овсяная крупа, пшено, зеленый горошек, морковь, свекла, салат, петрушка. 150-250 мг
    Натрий и Калий Создают условия для возникновения и проведения нервного импульса, мышечных сокращений и других физиологических процессов в клетке. Поваренная соль - натрий. Мясо, рыба, крупа, картофель, изюм, какао, шоколад - калий. Точно не установлена
    Железо Составная часть гемоглобина, перенос кислорода кровью. Мясо, рыба, яйца, печень, почки, зернобобовые, пшено, гречка, толокно. Айва, инжир, кизил, персики, черника, шиповник, яблоки. 10-12 мг
    Медь Необходима для нормального кроветворения и метаболизма белков соединительной ткани. Говяжья печень, морепродукты, бобовые, гречневая и овсяная крупа, макароны. 1 - 2 мг
    Йод Участвует в построении гормона щитовидной железы, обеспечивает физическое и психическое развитие, регулирует состояние центральной нервной системы, сердечно-сосудистой системы и печени. Морепродукты (морская рыба, морская капуста, морские водоросли), йодированная соль. 0,06 - 0,10 мг
    Цинк Необходим для нормального роста, развития и полового созревания. Поддержание нормального иммунитета, чувства вкуса и обоняния, заживление ран, усвоение витамина А. Мясо, ряба, яйца, сыр, гречневая и овсяная крупа. 5-10 мг

    Витамины

    Для правильного роста и развития ребенку необходима пища, богатая витаминами . Витамины - это органические вещества с высокой биологической активностью Они не синтезируются организмом человека или синтезируются в недостаточном количестве, поэтому должны поступать в организм с пищей. Витамины относятся к незаменимым факторам питания. Содержание витаминов в продуктах гораздо ниже, чем белков, жиров и углеводов, потому постоянный контроль над достаточным содержанием каждого витамина в повседневном рационе ребенка необходим.

    В отличие от белков, жиров и углеводов, витамины не могут служить строительным материалом для обновления и образования тканей и органов человеческого тела, не могут служить источником энергии. Но они являются эффективными природными регуляторами физиологических и биохимических процессов, обеспечивающих протекание большинства жизненно важных функций организма, работы его органов и систем.

    В приведенной ниже таблице указаны основные, наиболее важные для детского организма витамины и их суточная норма для детей 3 (первая цифра) и 7 лет (вторая цифра).

    Таблица среднесуточной нормы физиологической потребности организма в основных витаминах

    Название Функция Продукты, содержащие витамин Суточная норма для детей 3-7 лет
    Витамины группы В
    В1 Необходим для нормального функционирования нервной системы, сердечной и скелетных мышц, органов желудочно-кишечного тракта. Участвует в углеводном обмене. Хлеб из муки грубого помола, крупы, зернобобовые (горох, фасоль, соя), печень и другие субпродукты, дрожжи, мясо (свинина, телятина). 0,8 - 1,0 мг
    В2 Поддерживает нормальные свойства кожи, слизистых оболочек, нормальное зрение и кроветворение. Молоко и молочные продукты (сыр, творог), яйца, мясо (говядина, телятина, птица, печень), крупы, хлеб. 0,9 - 1,2 мг
    В6 Поддерживает нормальные свойства кожи, работу нервной системы, кроветворение. Пшеничная мука, пшено, печень, мясо, рыба, картофель, морковь, капуста. 0,9 - 1,3 мг
    В12 Поддерживает кроветворение и нормальную работу нервной системы. Мясо, рыба, субпродукты, яичный желток, продукты моря, сыр. 1 - 1,5 мкг
    РР (ниацин) Функционирование нервной, пищеварительной систем, поддержание нормальных свойств кожи. Гречневая, рисовая крупа, мука грубого помола, бобовые, мясо, печень, почки, рыба, сушеные грибы. 10-13 мг
    Фолиевая кислота Кроветворение, рост и развитие организма, синтез белка и нуклеиновых кислот, предотвращение ожирения печени. Мука грубого помола, гречневая и овсяная крупа, пшено, фасоль, цветная капуста, зеленый лук, печень, творог, сыр. 100-200 мкг
    С Регенерация и заживление тканей, поддержание устойчивости к инфекциям и действию ядов. Кроветворение, проницаемость кровеносных сосудов. Плоды и овощи: шиповник, черная смородина, сладкий перец, укроп, петрушка, картофель, капуста, цветная капуста, рябина, яблоки, цитрусовые. 45-60 мг
    А (ретинол, ретиналь, ретиное-вая кислота) Необходим для нормального роста, развития клеток, тканей и органов, нормальной зрительной и половой функции, обеспечение нормальных свойств кожи. Печень морских животных и рыб, печень, сливочное масло, сливки, сметана, сыр, творог, яйца, морковь, томаты, абрикосы, зеленый лук, салат, шпинат. 450-500 мкг
    D Участвует в процессах обмена кальция и фосфора, ускоряет процесс всасывания кальция, увеличивает его концентрацию в крови, обеспечивает отложение в костях. Сливочное масло, куриные яйца, печень, жир из печени рыб и морских животных. 10-2,5 мкг
    Е Антиоксидант, поддерживает работу клеток и субклеточных структур. Подсолнечное, кукурузное, соевое масло, крупы, яйца. 5-10 мг

    Авитаминоз (витаминная недостаточность) - патологическое состояние, вызванное тем, что организм ребенка не обеспечен в полной мере тем или иным витамином или же нарушено его функционирование в организме. Причин возникновения витаминной недостаточности несколько:

    • низкое содержание витаминов в суточных рационах питания, обусловленное нерациональным построением пищевого рациона,
    • потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения, нерациональной кулинарной обработки,
    • присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме.

    Но даже если все перечисленные причины исключены, возможны ситуации и условия, когда возникает повышенная потребность в витаминах. Например:

    • в периоды особо интенсивного роста детей и подростков
    • при особых климатических условиях
    • при интенсивной физической нагрузке
    • при интенсивной нервно-психической нагрузке, стрессовых состояниях
    • при инфекционных заболеваниях
    • при воздействии неблагоприятных экологических факторов
    • при заболеваниях внутренних органов и желез внутренней секреции

    Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности является субнормальная обеспеченность витаминами, когда постоянное содержание витаминов ниже нормы, но не ниже критической отметки. Такая форма имеет место среди практически здоровых детей различного возраста. Основными причинами этого служат:

    • нарушение питания беременных женщин и кормящих матерей
    • широкое использование в питании детей рафинированных продуктов, лишенных витаминов в процессе производства
    • потери витаминов при длительном и нерациональном хранении и кулинарной обработке продуктов
    • гиподинамия, связанная со значительным уменьшением потребности детей в энергии: мало двигаются, низкий аппетит, мало едят.

    Хотя такая форма витаминной недостаточности не сопровождается выраженными клиническими нарушениями, она значительно снижает устойчивость детей к действию инфекционных и токсических факторов, физическую и умственную работоспособность, замедляет сроки выздоровления при болезни.

    Одним из главных решений многих проблем, препятствующих гармоничному развитию организма ребенка, является правильная организация питания.

    Рацион

    В соответствии с перечисленными принципами организации питания, рацион ребенка должен включать все основные группы продуктов.

    Из мяса предпочтительнее использовать нежирную говядину или телятину, курицу или индейку. Менее полезны колбасы, сосиски и сардельки. Субпродукты служат источником белка, железа, ряда витаминов и могут использоваться в питании детей.

    Рекомендуемые сорта рыбы : треска, минтай, хек, судак и другие нежирные сорта. Соленые рыбные деликатесы и консервы могут оказать раздражающее действие на слизистую желудка и кишечника, особенно в дошкольном возрасте. Их рекомендуется включать в рацион лишь изредка.

    Организация питания. Режим. Примерное меню

    Важным условием является строгий , который предусматривает не менее 4 приемов пищи. Причем 3 из них должны обязательно включать горячее блюдо. При этом на долю завтрака приходится приблизительно 25% суточной калорийности, на долю обеда 40%, полдника - 15%, ужина - 20%.

    Чтобы обеспечить разнообразие блюд и правильное их чередование, меню желательно составлять сразу на несколько дней вперед, еще лучше - на целую неделю. Если молоко и молочные продукты должны входить в рацион ежедневно, то на завтрак, обед и ужин первые и вторые блюда желательно повторять не чаще, чем через 2-3 дня. Это также позволяет поддержать у дошкольника хороший аппетит. Следует избегать одностороннего питания - преимущественно мучного и молочного: у ребенка может возникнуть витаминная недостаточность даже в летне-осенний период.

    Ориентировочно в сутки ребенок 4-6 лет должен получать следующие продукты:

    • молоко (с учетом идущего на приготовление блюд) и кисломолочные продукты - 600 мл,
    • творог - 50 г,
    • сметана - 10 г,
    • твердый сыр - 10 г,
    • масло сливочное - 20 - 30 г (в каши и на бутерброды),
    • обязательно растительное масло - 10 г (лучше в салаты, винегреты),
    • мясо - 120-140 г,
    • рыба - 80-100 г,
    • яйцо - 1/2-1 шт.,
    • сахар (с учетом кондитерских изделий) - 60-70 г,
    • пшеничный хлеб - 80-100 г,
    • ржаной хлеб - 40-60 г, крупы, макаронные изделия - 60 г,
    • картофель - 150-200 г,
    • различные овощи -300 г,
    • фрукты и ягоды - 200 г.

    Полдник и ужин должны быть легкими. Это могут быть овощные, фруктовые, молочные, крупяные блюда. Но если у ребенка снижен аппетит, можно увеличить во время ужина не количество конкретного блюда, а его калорийность: пусть ужин будет более плотным, чем обед. Таким образом можно помочь развивающемуся организму справиться с возрастающими энергозатратами.

    На завтрак хорош горячий напиток (кипяченое молоко, чай), которому предшествует любое горячее блюдо (например, омлет), не очень объемное и не требующее длительного времени на приготовление.

    Во время обеда обязательно супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения.

    Детям очень полезны свежие овощи, фрукты, ягоды. Дошкольник может потреблять их сырыми или в виде приготовленных на их основе блюд. Салаты лучше предложить перед первыми и вторыми блюдами, так как они способствуют интенсивной выработке пищеварительных соков и улучшают аппетит. Если вы дадите салат и на завтрак, и на обед, и на ужин (пусть даже понемногу), будет особенно хорошо. Свежие фрукты идеально подходят для полдника . А вот в промежутках между едой их лучше ребенку не предлагать, особенно сладкие.

    Яйца полезены для дошколят. Ведь в них содержится много витаминов A и D, фосфора, кальция, железа. В сыром виде давать яйца не следует, поскольку существует вероятность заражения сальмонеллезом.

    У шестилетнего ребенка электролитный обмен еще неустойчив, поэтому излишнее поступление воды в его организм может создать дополнительную нагрузку на сердце и почки. Суточная потребность дошкольника в воде составляет в среднем 60 мл на 1 кг веса. Некоторые дети в жаркие летние дни очень много пьют. Но чтобы утолить жажду, не обязательно употреблять много жидкости. Важно научить малыша пить понемногу и маленькими глоточками. Можно просто ограничиться полосканием рта холодной водой.

    Пищу дошкольникам уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть с опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.

    Некоторые продукты крайне нежелательны в рационе дошкольника. Не рекомендуются: копченые колбасы, консервы, жирные сорта мяса, некоторые специи: перец, горчица и другие острые приправы. Для улучшения вкусовых качеств лучше положить в пищу петрушку, укроп, сельдерей, зеленый или репчатый лук, чеснок. Последние, кроме того, обладают и способностью сдерживать рост болезнетворных микробов. Вкус пищи можно значительно улучшить, если использовать некоторые кислые соки (лимонный, клюквенный), а также сухофрукты.

    День недели Завтрак Обед Полдник Ужин
    Понедельник Каша гречневая с молоком
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом и сыром
    Салат
    Щи со сметаной
    Тефтели с макаронами
    Компот из сухофруктов
    Хлеб
    Кефир
    Печенье
    Яблоко
    Морковно-яблочная запеканка
    Чай с молоком
    Хлеб
    Вторник Сельдь с рубленым яйцом
    Пюре картофельное
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом
    Салат витаминный
    Суп овощной
    Жаркое по-домашнему
    Кисель из яблок
    Хлеб
    Молоко
    Сухарики
    Яблоко
    Творожная запеканка
    Чай с молоком
    Хлеб
    Среда Каша рисовая молочная
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом и сыром
    Салат свекольно-яблочный
    Суп крестьянский
    Котлета мясная
    Пюре картофельное
    Кисель молочный
    Йогурт
    Печенье
    Яблоко
    Омлет
    Капуста тушеная
    Чай
    Хлеб
    Четверг Макароны с тертым сыром
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом
    Салат из зеленого горошка
    Свекольник
    Гуляш с гречневой кашей
    Компот из сухофруктов
    Чай
    Ватрушка с творогом
    Яблоко
    Рагу овощное
    Яйцо вареное
    Молоко
    Хлеб
    Пятница Каша геркулесовая молочная
    Яйцо вареное
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом
    Салат морковно-яблочный
    Борщ со сметаной
    Биточки рыбные
    Картофель отварной
    Кисель
    Ряженка
    Печенье
    Фрукты
    Сырники творожные со сметаной
    Чай с молоком
    Хлеб
    Суббота Вареники ленивые со сметаной
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом
    Салат капустно-яблочный
    Рассольник
    Плов
    Кисель из фруктов
    Кефир
    Сухарики
    Фрукты
    Оладьи (блинчики) с вареньем
    Молоко
    Воскресенье Рыба по-польски
    Картофель отварной
    Кофейный напиток с молоком
    Хлеб с маслом
    Салат из моркови
    Куриный бульон с гренками
    Курица отварная с рисом и тушеной свеклой
    Отвар шиповника
    Хлеб
    Молоко
    Булочка домашняя
    Яблоко
    Запеканка овощная
    Чай с молоком
    Хлеб

    Здоровое питание и детский сад

    Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

    Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада, используя наши рекомендации.

    Когда я ем, я глух и нем!

    Когда малышу исполнилось 3 года, самое время начинать учить его правильному поведению за столом .

    Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.

    Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель - как лопаточку.

    Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку - в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.

    Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.

    Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) - это некрасиво.

    Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам!). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом - это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит.

    Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.

    Малыш должен знать, что из-за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.

    Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.

    Методические материалы

    Здоровое питание для школьника

    К составлению полноценного рациона школьника требуется глубокий подход с учетом специфики детского организма. Освоение школьных программ требует от детей высокой умственной активности. Маленький человек, приобщающийся к знаниям, не только выполняет тяжелый труд, но одновременно и растет, развивается, и для в сего этого он должен получать полноценное питание. Напряженная умственная деятельность, непривычная для первоклассников, связана со значительными затратами энергии.

    Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту). За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

    Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует. Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника.

    Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.

    Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии.

    В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

    Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами.

    Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или2 −2,5 г на 1 кг веса.

    Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет. и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.

    В детском питании учитываются качественные особенности белков. Так, удельный вес белков животного происхождения в рационе детей школьного возраста составляет 65—60%, у взрослых—50%. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. Следует иметь в виду, что 100 г молока соответствует12 г сухого молока или 25 г сгущенного.

    Незаменимые аминокислоты: лизин, триптофан и гистидин — рассматриваются как факторы роста. Лучшими их поставщиками являются мясо, рыба и яйца.

    Пища - единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.

    Обеспечение рационального питания школьника - одно из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формирование человека.

    К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнения школьных программ, сочетания занятий с дополнительными нагрузками (факультативные занятия, кружки, домашнее задание).
    Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьнику необходимо полноценное питание, которое покроет повышенные потребности его организма в белках, жирах, углеводах, витаминах, энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий жизни. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, минеральными солями и витаминами.
    Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка.
    Белки животного происхождения должны составлять не менее 50-60% от общего количества белка в зависимости от нагрузки и условия жизни ребенка. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость.
    В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком : яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа. Ежедневно в школьном меню необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь переваривающая способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты - основные источники минеральных веществ, витаминов, белков. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Особенно, если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается непереносимость цельного молока. Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов.
    Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе.

    Овощи - необходимый источник витаминов и микроэлементов. В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов и овощей после еды способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс брожения, что впоследствии может привести к хроническим заболеваниям органов пищеварения.
    Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. В состав обеда следует включать максимальное количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд, перед сном не рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.
    Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга - витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6.
    В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат вышеперечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.

    Принципы сбалансированного питания:

    1.если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление организма;

    2.в пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти ломкими; худеем за счет потери белка мышц;

    3.совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные;

    процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.

    Рыба и морепродукты — это здоровая пища.
    Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов.
    Овощи — это продление жизни.
    В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и долголетие. Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к животному белку.
    Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинки др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности.
    Все знают, что фрукты полезны.
    В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши, яблоки) — фруктозы. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фруктах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы, выводят токсические вещества.

    Наши рекомендации построены по принципу светофора.
    Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов.
    Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты — только обезжиренные и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.
    Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше.

    Полноценное и правильно организованное питание — необ-ходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний.

    Мы, родители, в ответственности за то, как организовано пи-тание наших детей.

    ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

    1. Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наиме-нований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.

    2. Каждый день в рационе питания ребенка должны присут-ствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр — не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2—3 раза обязательно.

    3. Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
    Учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00—12:00 — горячий зав-трак в школе, в14:30—15:30 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30 — ужин (дома).
    Учащиеся во вторую смену в 8:00—8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30—13:00 — обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00—16:30 —горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома).

    4. Следует употреблять йодированную соль.

    5. В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.

    6. Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шипов-ника.

    7. Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.

    8. Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы.

    9. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.

    Пища плохо усваивается (нельзя принимать):

    1. Когда нет чувства голода.
    2. При сильной усталости.
    3. При болезни.
    4. При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности.
    5. Перед началом тяжёлой физической работы.
    6. При перегреве и сильном ознобе.
    7. Когда торопитесь.
    8. Нельзя никакую пищу запивать.
    9. Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения.
    • В питании всё должно быть в меру;
    • Пища должна быть разнообразной;
    • Еда должна быть тёплой;
    • Тщательно пережёвывать пищу;
    • Есть овощи и фрукты;
    • Есть 3—4 раза в день;
    • Не есть перед сном;
    • Не есть копчёного, жареного и острого;
    • Не есть всухомятку;
    • Меньше есть сладостей;
    • Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

    Здоровое питание - это
    ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.

    А также…
    Умеренность.
    Четырехразовый приём пищи.
    Разнообразие.
    Биологическая полноценность.

    Поделиться: